Шинное колдунство

На улице солнце, плюс десять и вообще прекрасная погода – это является вернейшим симптомом того, что я вчера поставил зимнюю резину. Никакой шаманский бубен не сравнится с этим несложным действием. Прогноз обещает, что недели на две моего колдунства хватит, а там – как знать, — может и снег пойти. Жаль, что нельзя переобуться дважды…

DSC_8416

Так вот, как я уже говорил, мне в этом году повезло — ООО «Кама-Юг» (дочернее предприятие Нижнекамск-Шина) предоставила мне для длительного теста комплект зимней резины Viatti Brina – новую модель фрикционной (т.е. нешипованной) зимней шины. Кажется, это первая заявка на российскую «липучку» премиум-класса, так что тест обещает быть интересным.

Пока могу сказать только, что отбалансировались колеса прекрасно – не более 25 грамм на колесо. Разумеется, как всегда, сразу после перехода с «лета» на «зиму» реакции машины кажутся чуть «размазанными» — из-за более мягкой резины. После кордианта, на котором я ездил прошлый сезон, покрышка очень тихая, хотя, конечно, после летней слышна отчетливее.

Переобулся я, по формальным признакам, несколько рановато – среднесуточная температура у нас еще не опустилась ниже +7. Однако фрикционные шины допускают такие вольности: это одно из преимуществ отсутствия шипов – чего нет, того не потеряешь. Можно осенью переобуться пораньше, весной – попозже и не участвовать в традиционном дне жестянщика, когда минус приходит неожиданно. Ну и отсутствие очередей на шиномонтажах тоже играет свою роль.

Поскольку ни снега ни морозов нет, то практический тест ждите попозже, а пока меня тут просили немного теории про фрикционные шины. Я об этом, разумеется, не раз уже писал, так что хотел просто сослаться, однако выяснил, что все эти публикации были на бумаге, и в сети их нет. Да и вообще, всегда лучше простым человеческим языком, без оглядки на «формат издания». Тем более, что нелепой фигни на эту тему в тырнете понаписано – божешьмой.

Итак, нешипованные шины современного образца отчего-то принято называть «липучками». Можно даже встретить публикации, где под это название подгоняют какие-то теории, типа «мелко нарезанные ламели вытесняют воду, и за счет этого как бы «прилипают» к покрытию…» — в общем, больной бред воспаленного воображения. Какую воду, зима же! Никуда они, конечно, не прилипают, а термин «липучки» придумали маркетологи. Маркетологи и пиарщики всегда считают, что они одни умные, а потребитель – идиот с дефектом речи и не сможет выговорить слово «фрикционный». В общем, во всей красе железный принцип рекламы: «избегать длинных сложных слов» – а то верстальщики в буклетах ошибок насажают.

На самом деле, принцип работы фрикционной шины следующий – за счет большого количества мелких ламелей (разрезов в рисунке протектора), блоки (шашки) протектора становятся как будто более мягкими и лучше прилегают к дорожному полотну, обхватывая его мельчайшие неровности. За счет этого покрышки способны передать большее тяговое усилие при той же площади контактной поверхности. Вот, собственно, и весь принцип. Просто сделать резину мягче, разумеется, нельзя – сотрется нафиг,- так что это такой «обман силы трения».

11

Однако не стоит думать, что достаточно взять совецкую зубастую «снежинку» и сапожный нож и получится фрикционная шина. Там еще есть куча нюансов – типа направленного рисунка, работающего на разгон одним образом, а на торможение другим, хитрая форма прорезей, которые работают как замок застежки «молния», и главное – состав резины, позволяющий сохранять эластичность на морозе. (У Viatti Brina заявлен диапазон температур до -45 градусов). Однако описывать все эти «клиновидные ламели» и «усилители торможения» я тут не буду – лишнее это все. Я лучше коротко скажу про то, чем они лучше и чем хуже шипованных.

Я многократно участвовал в тестах зимних покрышек – как полигонных, так и «реальных» и имею на сей счет сказать следующее. Хорошая фрикционка выигрывает при околонулевых температурах – мокрый снег, мокрый асфальт, снежная каша. У нее лучше водоотводящие свойства и меньше слешнэппинг (зимний аналог аквапанирования). При понижении температуры она начинает проигрывать шипам за счет того, что к мягкому льду цепляется заметно хуже. При этом, по городским дорогам и междугородним трассам, которые почищены и обработаны реагентами, она работает чуть лучше на разгон-торможение – опять же за счет лучшего водовытеснения, — хотя на боковых нагрузках (срыв в боковое скольжение) бывает и так и этак. Зависит от модели. Наиболее хорошо справляются с этим несимметричные рисунки с усиленными боковыми шашками – так что Viatti Brina имеет хорошие шансы. Похожий тип рисунка был у Continental ContiVikingContact – одной из самых сбалансированных фрикционок из тех, что я видел. Однако в управляемости на переставках шипы снова выйдут вперёд – за счет более жесткой поверхности протектора реакция на руль четче.

При снижении температуры к -20 и дальше фрикционки опять начинают выигрывать – даже на голом льду. Закаленный сильным морозом лед не дает шипам толком зацепиться, а фрикционка хватает ламелями за мелкие неровности и гребет неплохо. Кроме того, некоторый выигрыш есть и по снежной сыпухе, где шипы вообще не при делах, а крупные шашки рулят. Единственное, где шипы однозначно выиграют даже в мороз – ледяная колея или ледяная ямка. Шипы, побуксовав, зацепятся, а фрикционка только отполирует окончательно.

Можно кратко резюмировать:

Фрикционка рекомендуется при мягких зимах, при чищенных и обработанных реагентами дорогах, при больших междугородних пробегах по федеральным (читай – соленым) трассам. Она меньше шумит, меньше травмирует покрытие и не теряет шипы.

Шипы рекомендуются, если дороги не чищены, гололед вместо соленой каши, или надо часто выезжать из гаражей или дворов по ледяной колее.

Так что, на самом деле, смотрите по своим условиям. У нас уже пару лет дороги чистят и солят, так что я думаю, фрикционка отработает нормально. Ну да зима покажет.

ЗЫ

Кидать мне ссылки на тесты разных журналов с возмущёнными криками «А там совсем другое написано!» не стоит. Вы эти тесты читаете, а я пишу – кто лучше знает, как они делаются, а? 😉

10 комментариев

  1. ClashZP

    Задумался о термине «слешнэппинг»…
    Док, может расскажешь откуда у него ноги растут?
    Одна известная автомобильная газета, которую многие называют журналом, использует слово «слешпленнинг».
    Поскольку оба они явно являются кальками с английского, решил поискать первоисточник. И ничего не нашел. Гугл по запросам «slashplanning/slash planning/slashnapping/slash napping» предлагает либо вообще непонятно что, что либо ссылки на русскоязычные сайты.
    Решив, что чего-то не догоняю, я попросил гугла найти мне «winter tyre test», вариантов не то, чтобы много, но НИГДЕ НЕ ПРИВЕДЕНЫ ЧИСЛОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ!!! Везде только оценки по пяти- или десятибалльной шкале. Круто, да!
    Ни нэппингов, ни пленнигов так нигде и не встретил =( Один раз только про аквапланирование было, но тоже только со звездочками.

    • Hemoul

      Да ладно. Вот например тесты с ЦИФРАМИ для 205/55R16 http://mpshina.com/tests/123451333. Там же есть и для остальных размерностей.

        • Semiurg

          У англоязычных стран снег не является столь же актуальной проблемой, как у нас 🙂

          • ClashZP

            Не подумал. Надо учить финский! Или шведский. Или норвежский.

          • b1

            Да уж, особенно в Канаде 🙂 . Тут просто нет выбора — шипованной резины просто нет в продаже совсем .. И то, Монреаль с Торонто это еще южная Канада, зима каких-то 4 месяца , а вот скажем Калгари если взять, там в августе уже снег пойти может и так до мая(редко до июня) , с периодическими оттепелями, если теплый ветер подует .
            Да и в Америке тоже , хоть и южнее, тоже много территорий со снежными зимами.

  2. Hemoul

    Большое спасибо!
    Короче говоря, «липучки» — очередной маркетинговый ход для обычной зимней резины? Никакими паранормальными свойствами она не обладает.

    • Semiurg

      Никакими. Колеса как колеса — при каких-то условиях лучше, при каких-то хуже шипованных.

    • Semiurg

      Ну, не совсем. Если у вас зимой самый страшный мороз, это -2, то всесезонка вполне актуальна.

Оставить комментарий

Новая книга