В последнее время я часто занимаюсь созданием контентного наполнения для сайтов. То есть, пишу те буковки, которые вы читаете в интернете. Это не относится к числу любимых мной видов райтинга, но это востребовано и неплохо оплачивается. (К сожалению, почему-то никто не хочет платить мне деньги просто за то, что я такой хороший…)
Из этого естественным образом вытекает то, что ко мне обращаются с просьбой заодно и придумать структуру этого контента – ведь логично, раз я его пишу? Из этого вытекает структура сайта, расположение материалов и прочая сложная и скушная фигня, которая позволяет добиться того, чтобы посетитель сайта таки прочел то, что мы хотим ему показать. Ну, не зря же я это писал? В общем, в результате все чаще выходит, что я вынужден заниматься созданием сайтов, хотя это, в общем, совершенно не моё. И все бы ничего, но когда доходит дело до веб-дизайна…
Мне так стабильно и фатально не везет с веб-дизайнерами, что я начинаю думать, что что-то не так либо со мной, либо с мирозданием.
Возможно, я просто не умею их готовить? Давайте я расскажу, а вы мне подскажете правильный рецепт?
Вот есть задача – редизайн главной страницы сайта. Есть мучительно выдавленное из заказчика (это не так просто – заставить заказчика сформулировать, что он хочет) подробное ТЗ – с указанием, что на ней должно быть, чего ни в коем случае не должно, ссылки на сайты, которые ему нравятся, и брендбук с цветами и логотипами компании.
Я кидаю клич – есть задача, есть бюджет, ищу веб-дизайнера! Допустим, откликается человек 30 – это довольно типичное число, веб-дизайнеров вообще-то много. Приходит 30 писем “Я веб-дизайнер, давайте вашу задачу!” Из них человек пять дадут ссылку на портфолио, остальные считают, что все должны их знать и так.
1 этап: Я предварительно формулирую задачу – “редизайн главной вот этого сайта, интересно?” – и жду ответа. Что происходит?
Пять человек молча пропадут. Ну, я же не настолько наивен, чтобы ждать хотя бы краткого “Нет” в ответ… Один-два честно скажут “Нет, не потяну. Не мой уровень” – уважаю таких людей. Половина оставшихся спросит “Скока денег?”, вторая половина “Что конкретно надо делать?”.
2 этап: И тем и тем я предложу ознакомиться с ТЗ и сказать, сколько они за это хотят. У меня есть бюджет, но я не хочу озвучивать жесткую сумму, потому что она зависит от уровня предложенного решения и может корректироваться. Бывало, я увеличивал первоначально оговоренную ставку, если люди предлагали интересное, но трудоемкое решение.
Еще десять человек молча пропадут, пожалев времени на краткое “нет”. Видимо, тот факт, что им предлагается что-то сделать, а не просто получить деньги, их неприятно удивил. Один-два заломят нечеловеческую сумму, на порядок выше среднерыночной – как я понимаю, среди дизайнеров это такой вежливый способ отказаться. Большинство выставят реальную цену. Торговаться приходится крайне редко, почти никогда.
3 этап: Я предлагаю сделать эскиз или набросок будущего редизайна, честно предупреждая, что я попрошу это сделать несколько претендентов и работать мы будем с тем, чей эскиз окажется лучше. Как по мне, это совершенно логичный подход, но именно на этой стадии происходит первое серьезное взаимонепонимание.
Часть опять просто не ответит – ну, это уже нормально, я понял.
Часть заявит, что они работают только по предоплате. Увы, заплатить человеку вперед, понятия не имея о его уровне, я не могу. Я объясняю, что возможна частичная предоплата ПОСЛЕ получения эскиза – если он нас устроит и мы принимаем решение работать именно с этим человеком. Просто так давать ему денег я не собираюсь. В ответ, как правило, молчаливое исчезновение - отвечать “извините, меня не устраивает” в этой среде не принято. Зачем тратить минуту на ответное письмо? Некоторые, впрочем. понимают мою позицию и соглашаются сделать эскиз.
Часть говорит “Ок, ждите эскиз” – это, обычно, человек шесть оставшихся из тех 30.
4 этап: Я жду эскиз.
Трое из шести его не пришлют и вообще замолчат навеки. Один пришлет полную хрень на уровне среднего школьника, ваяющего свой первый хомяк на народ.ру. Один пришлет профессионально нарисованную картинку, ясно демонстрирующую, что ТЗ он не читал и не собирается – пофиг, что нужно заказчику, он Художник, а не пошлый ремесленник! Один, только один пришлет нечто, над чем можно работать дальше.
5 этап: Я отвечаю этому, единственному: “Ок, работаем”. Мучительно пытаю своим занудством заказчика, добиваясь конкретных указаний, что изменить по этому эскизу, чтобы допилить его до рабочей версии. Одновременно согласовываю эти изменения с исполнителем и уточняю цену. Потом снова к заказчику, потом снова к исполнителю… Это примерно неделя, иногда две беготни и переписки. И вот, волшебный миг настал – все согласовано, сумма оговорена, все необходимые доработки ясны исполнителю и одобрены заказчиком, назначен срок дедлайна…
После этого исполнитель пропадает навеки. Я пишу ему письма, переходя от намёков, что сроки уже вот они, к полному отчаянию “Да куда вы, блин, делись?” – и слушаю космическую тишину в ответ. Почта игнорируется, телефон не берется. В последний раз я получил через месяц (!) краткое письмо: “Извините, ничего не выйдет”. Обычно не получаю даже этого.
Скажите же мне, что я делаю не так? На особо невезучем проекте, который висит у меня до сих пор, я проделал этот цикл четыре раза. ЧЕТЫРЕ ЧЕРТОВЫХ РАЗА! И это каждый раз месяц метаний, согласований и бесконечных объяснений. Заказчик уже в полном охенении – все мыслимые сроки профаканы, а редизайна и ныне нет. Я чувствую себя полным идиотом, мне очень неловко, но я просто не знаю, что делать. Я успешно реализовал не один десяток оффлайновых проектов с полиграфическими дизайнерами – и у меня никогда не было проблем. В результате у меня есть люди, в которых я уверен и регулярно подкидываю им работу. Но с веб-дизайнерами…
Что я делаю не так? Чего я не понимаю в нежных душах веб-дизайнеров?
И да, мне по прежнему нужен веб-дизайнер. Хотя я уже практически отчаялся. В всех прочих случаях я понял, что надо покупать готовый шаблон дизайна, допиливать его самому и не связываться. Но в данном случае ничего готового не нашлось. Я готов сделать последнюю попытку и снова пройти эти пять этапов. Но больше — никогда.
Честно сказать, я бы отсеялся на третьем этапе. Т.к. очень много недобросовестных заказчиков привели меня к работе только по предоплате 30%.
Могу даже обосновать свои убеждения:
1. Небольшая предоплата дает уверенность в оплате остатка и настраивает полную отдачу сил проекту.
2. Так же на полную отдачу сил проекту влияет небольшой размер предоплаты, если она более 50%, то мотивация заметно падает до уровня сравнимого с отсутствием предоплаты.
3. Ну а сразу завязавшиеся отношения на денежной основе дисциплинируют дальнейшее общение т.к. с деньгами не шутят и тут уже сроки не только на словах.
PS: все вышенаписанное справедливо лишь при требуемом и подтвержденном готовыми работами опыте исполнителя
И даже это не гарантирует, что он потянет именно ваш проект. не потому, что он плохой дизайнер, а просто именно это не его.
Не первый десяток лет работаю на фрилансе и никогда не требую предоплаты. Весьма незначительный процент кидалова (один на сто, может быть) вполне оправдывается потоком клиентов, не готовых работать по предоплате.
я, конечно, во фрилансе поменьше. Лет наверно 7-8. Но наверно мне не сильно везло. В основном сталкивался не с кидаловом в чистом виде, а с неуважением к срокам со стороны заказчика. А если все идет уже через деньги, то и дисциплины побольше.
Я, пожалуй, соглашусь с Евгением.
Уровень исполнителя можно определить по портфолио. Если его нет — не стоит начинать с таким исполнителем работать.
Возможно вам просто везет или вы обладаете неплохим даром убеждения, что вас так редко кидают. Ну и кроме того, когда тебя кидают — это сильно деморализует, даже если это 1 случай из 10.
Рискну предположить, что в области веб-дизайна без предоплаты работают только неопытные люди со всеми вытекающими последствиями.
Я, собственно, исхожу из того, что, если я предлагаю работу, то я гарантирую ее оплату своей личной репутацией. Даже если заказчик спрыгнет, то я заплачу из своего кармана, потому что репутация мне дороже всего. Пару раз так бывало.
А дизайнеры, которым вы пишете, это знают?
А разве это не очевидно?
Мне кажется нет.
Есть еще один момент. Вот, смотрите. Вы предлагаете человеку нарисовать эскиз. Бесплатно. Потом вы из кучи эскизов, которые вам пришлют, вы выберете один, исполнителю которого вы и заплатите (после некоторых доработок этого дизайна). Остальные исполнители поработали бесплатно.
Поправьте меня, может я ошибаюсь и неправильно понимаю термин «эскиз», но я не вижу больших отличий между эскизом и дизайном.
Конечно, если вы заказываете дизайн в студии А. Лебедева, то там от эскиза до дизайна как до Парижа раком. Но мы же, наверное, говорим о бюджетном дизайне?
Эсикиз — это листик, на котором квадратики и написано «здесь будет логотип, здесь новостная лента, а здесь толстая голая волосатая жопа». Да, есть риск, что вы сделаете это бесплатно. Увы, мир несовершенен.
В такой схеме работы вероятность получения оплаты за сделанную работу 1/30, т.е. маленькая. Опытные дизайнеры, как правило, имеют постоянных заказчиков и вообще не испытывают недостаток клиентов, зачем им связываться с вами, учитывая что скорее всего денег они не получат? Да, мир несовершенен.
У меня периодически возникает необходимость сделать дизайн — в этом случае я обращаюсь к тем дизайнерам, с которыми я уже работал и которое доказали что они не мудаки. Обычно дизайнер после предоплаты присылает один-три эскиза (чтобы совсем не в тему присылали дизайн — такого не бывает), от этого уже и отталкиваемся и дорабатываем нужный.
Ну и шаблоны, на самом деле — не самый плохой вариант. Среднестатистический шаблон сделан обычно качественнее бюджетного дизайна, а вероятность найти такой-же сайт крайне мала (понятно, что это надо доносить до заказчика, во избежание).
как это может быть очевидно камрад? ониж с тобой на даче не в бане можжевеловку не пили под звуки владимирского централа? у тебя есть какоято страница в инете где каждый твой клиент или партнёр по работе может написать отзыв? вроде нет. ну и как скажем я могу понять, что ты честный и порядочный человек? всё на доверии. а в наше время доверие очень дорогая валюта. не все же читают твой бложег из которого пусть и косвенно, но складывается мнение, что ты человек хороший и не кинешь.
а если предложат написать небольшой текст, так чтобы отобрать лучшего кандидата, то согласитесь потратить час времени с 20% шансом на возможное продолжение?
Нешто я так не делал? 🙂
хехе, а я в такой ситуции в лес посылаю. Хотя у меня цена вопроса выше часа времени обычно…
Может стоит по биржам фрилансеров полазить? Нормальные исполнители за свои рейтинги держаться.
Фриланс-веб-дизайнеры, как правило, люди молодые, дерзкие, и внезапные.
Нужно найти 2-3 таких человека ЖИВЬЕМ, попить с ними пива, пообсуждать проекты, причем дать понять, что ты постоянный заказчик.
Связать себя с дизайнером не только абстрактными письмами, а человеческими отношениями, хотя бы по минимуму.
Тогда шансов на нормальную работу будет значительно больше.
Процент кидалова в этом бизнесе очень большой.
Печень у меня уж не та, с каждыми дизайнером пить…
Ну не обязательно водку — главное, вступить с человеком в нормальные, «живые» отношения.
Переход из виртуала в реал качественно меняет взаимопонимание.
Реал утомителен и времязатратен 🙂
А многократные поиски исчезнувших дизайнеров проще и быстрее?))
Соглашусь с мнением Axl. Думаю все же было у вас несколько удовлетворительных проектов. Свяжитесь с их исполнителями, поговорите насчет постоянного сотрудничества. Выделите пару людей, пообщайтесь, дайте гарантии оплаты и т. д. И думаю нужно акцентировать внимание на том, что если что-то и очевидно лично для Вас, это не обязательно будет понятно для других. Все нужно уточнять до мелких деталей. Это удаленка, и очень часто срабатывает лень лишний раз связываться с заказчиком и что-то уточнять — делается как считается лучше. Отсюда и недопонимание. Удачи!
ИЧСХ, практически такая же ситуёвина не раз случалась у одного виртуально мне знакомого фрилансного дизайнера с заказчиками. и с погромистами. Молчат, исчезают, хрен пойми чего формулируют.
в общем, «миркактитсявадЪ!»
5 этап: Я отвечаю этому, единственному: «Ок, работаем». Мучительно пытаю своим занудством заказчика, добиваясь конкретных указаний, что изменить по этому эскизу, чтобы допилить его до рабочей версии.
Павел, Вы здесь — абсолютно лишнее звено. Не стоит играть передастом в испорченном телефоне между заказчиком и исполнителем.
К сожалению, иначе невозможно
http://idollisimo.livejournal.com/1133610.html
О, я ничуть не сомневался, что кто-нибудь у себя в бложике радостно захлопает в ладошки по этому поводу. Ну хоть радость человеку доставил, уже результат.
Я же со своей стороны ничуть не сомневался в вашем полном неумении абстрагироваться от личной неприязни и впитать явно полезную информацию.
Спасибо за заботу, но я никак не могу питать личную неприязнь к абсолютно неизвестному мне человеку. Судя по контексту у него какие-то ко мне претензии, но я хоть убейте не помню кто это Ничего же полезного в данном высере нет, увы. Я и без него знаю, что каждый фрилансер считает себя пупом земли и что все «должны уметь с ним, таким охуенным, обращаться». Я и сам таков, когда фрилансер.
Можете не беспокоиться — мой пост достиг цели и я нашел веб-дизайнера на своих условиях. Уже получил эскиз и уже согласовал с заказчиком. Теперь дизайнер получит предоплату и начнет работать. В отличие о тех, кто продолжит пускать носом пузыри на тему того, какие бывают неправильные менеджеры.
Ну правильно, поныли на весь Рунет, всех опытных и несравнимо более знающих людей с их совершенно справедливыми советами в ЖЖ поотшивали, нагрубили всем, кому только могли, благостно вздохнули и пошли спать, окрылённые своим ЧСВ. Я хорошо помню эту вашу манеру дискутировать.
Вы нашли ничерта не умеющего раба с комплексом неполноценности? Поздравляю 🙂 На таких рабах и лохах держится финансовое счастье таких, как вы. Одно утешение — ни один умеющий работать фрилансер с вами на таких условиях работать никогда не будет, а малышам тоже надо на чём-то учиться. Паразитируйте на здоровье.
Ваша злость удивительно смешна и нелепа 🙂
Не надо так мелко подпрыгивать, от этого вы не кажетесь выше 🙂
Добавьте третий смайлик. Может быть тогда всем покажется, что вы только что не сломали клаву от злости и желчи.
Ваша постоянная ошибка — вы всех пытаетесь судить по себе и придаете себе чрезмерное значение. Это возрастное, пройдет 🙂
(Хотя, может и нет. Тогда жаль, конечно.)