Социодинамика постапа

В «постапах» – так называют сверхпопулярный сейчас жанр постапокалипсиса, включающий в себя книги, кино, сериалы и компьютерные игры в изобилии удивительнейшем, — есть одна непременная особенность условного мира постчеловечества. Причин выдуманного постапа может быть тьма, — от банальнейшей ядерной войны, до налетания Земли на небесную ось (лидирует сейчас почему-то нашествие зомби, как будто реальных неприятностей не хватает), — но последствия всегда одинаковы у всех авторов: крошечные человеческие анклавы, разделенные опасными пустошами, пересечь которые берутся только отважные.

23924c1a9c02t

Но не в пустошах суть. Кем бы они там не кишели – зомбями ли, бродящими в безуспешных поисков мозгов автора, радиоактивными ли мутантами, светящимися с темноте как стрелка авиационных часов, рейдерами ли, щеголяющими в броне из ржавых кастрюль и обрезков покрышек, — интереснее всего именно анклавы. Чертовски характерно, что абсолютно все такие анклавы в описании абсолютно всех авторов представляют собой извращенно-мерзотные гадюшники с причудливым социальным устройством. Даже если на первый взгляд там сплошная благодать и грядки с брюквой, то по сюжету непременно оказывается, что они либо на всю голову ипанутые сектанты и приносят путешественников в жертву Великой Брюкве, либо тоталитарная микрокоммуна с лидером в крайней степени параноидальной шизофрении, либо рабовладельцы с оргиями и гладиаторами, либо, если у автора совсем с фантазией плохо, просто обычные тайные людоеды. Военные деспотии с лютой уставщиной и Великими Прапорщиками тут почитаются за счастье.

motto.net.ua-28620

Если по сюжету и возникает случайный анклав более-менее вменяемых нормальных людей, то только для того, чтобы быть немедля съеденным при очередном набеге людоедов, порабощённым при очередном набеге рабовладельцев или принесенным в жертву Великой Брюкве… — ну, вы поняли мысль. Нежизнеспособность нормального социального устройства считается авторами самоочевидной. В постапокалиптическом обществе непременно псих на людоеде сидит и маньяком погоняет.

Так вот, не оставляя надежды, что нам все же не доведется проверить истинность этой социологической гипотезы, я считаю возможным усомниться в нарисованной многими авторами картине. Сдаётся мне, что причудливые извращения в таких социальных группах попросту нежизнеспособны. Вообще-то, если вдуматься, то человечество тысячелетия жило в таком «постапе» — когда от селения до селения была неделя пути лесом, а в лесу волки, медведи и разбойники. И каждое поселение представляло собой вот такой микросоциум, анклав во враждебном внешнем мире. Однако я чертовски сомневаюсь, что у наших предков было что не село – то людоеды с сектантами. Обычнейшие были социальные устройства с обычнейшими же общественными отношениями – соответствующими производительным силам, как водится.

Вообще, всяческие социальные извращения, навроде тоталитарных сект и шизоидных микрофюреров, как мне кажется, возможны только в избыточности ресурсов современной цивилизации. А помести их в лесной поселок славян докняжеской эпохи – и мигом окажется, что некогда человеческие жертвы Кровавой Брюкве приносить, надо пни корчевать для подсечно-огневого земледелия деревянной мотыгой. Опять же – если своих приносить, то пни корчевать некому будет, а если чужих – так это вам не мегаполис, народ весь наперечет и у каждого родственников полное село. «Провинция, не поймут-с!» (с). Выделяли одного шамана из телесно убогих для религиозных (и заодно многих других дел) дел, а остальные – в поля, трудиться. И даже условное рабовладение, которое было в те времена делом если не обыденным, то случающимся, обходилось совершенно без оргий и гладиаторов, а раб был скорее членом семьи с ограниченными правами наследования, чем истязуемый бичами невольник. Ну как ты его караулить будешь, невольника этого, когда лес вокруг? Лишних людей на должность вертухаев нету, ибо этот вертухай сожрет больше чем тот раб наработает…

В общем, я, конечно, понимаю драматическую обязанность авторов загнать героя в жопу поглубже. Ведь если найдет он анклав нормальных людей, то не будет у него сюжетной мотивации снова тащится в проклятые пустоши, отбиваясь от толп зомби, мутантов, рейдеров и людоедов. А из чего тогда сюжет делать? Из мирного сельскохозяйственного труда на лоне природы?

И все же, хоть бы кто попробовал написать реалистичную модель развития общества постапа. Когда уже съеден весь запасенный предками тушняк и выбиты естественным отбором все любители пострелять почем зря. Когда началась уже жизнь.

В общем, отчего-то мне кажется, что человечество куда более консервативно в своих социальных устройствах, чем кажется авторам постапов.

1374026196672

16 комментариев

  1. Lsv

    Ну как бы если описывать «постпостап» — то получится что-то типа «исторического» романа. Ну живут в лесу, ну одеваются в шкуры и едят то, что накосили / нарубили / наохотили…
    «Постап»-то тут где :)?

  2. Алексей

    Все правильно. Эволюция она такая, все (почти) нерациональное фтопку.
    Круз в соей ганофильной «Эпохе» по моему показывал зачатки будущего нормального общества, те кто вокруг вояк в «Выстреле» собирались. Вполне так жизнеспособно на первый взгляд.

    • Павел Иевлев

      У Круза описан момент первоначального формирования протосоциумов, я немножко про другое — про более поздний период.

  3. Kryss

    Юрий Гаврюченков — «Работорговцы. Русь измочаленная»

    300 лет после БП, особых извращений не припомню, тушняк подьели, кругом феодализм с уголовной спецификой, огнестрела мало и положено строго в государев арсенал или секир-башка. В целом довольно интересно.

    • Николай

      Так точно, наиболее вероятный вариант — государство контролирует наиболее ценные ресурсы, цивилы занимаются обслугой государства и пожиранием друг другав объемах, не противоречащих целям руководства государства.

      Там в руководстве страны сидят не конченые идиоты. План мероприятий на случай вероятного (наиболее вероятного среди падений метеоритов и нашествий рептилоидов с планеты нибиру) ядреного БП разработан в седые 50-ые, и этот план НИКУДА НЕ ДЕЛСЯ. Там и мобилизация и уход производства под землю и использование армии для наведения пордяка на контролируемой территории и ВНЕЗАПНО танковые клинья в гейропу для захвата жизненного пространства. Абсолютно аналогичные планы есть и по ту сторону океана, и у Китая и вообще у любого уважающего себя игрока на геополитической арене.

  4. Александр

    » всяческие социальные извращения, навроде тоталитарных сект и шизоидных микрофюреров, как мне кажется, возможны только в избыточности ресурсов современной цивилизации.»

    В целом — несомненны вы ближе к истине, чем авторы «постапов».

    Но не без исключений. Насколько я помню ликургова Спарта была именно что социальным извращением, причем довольно-таки жестким по всем параметрам, и сложилась она в условиях довольно ограниченных ресурсов, как то чечевиной похлебки с червями и еще до монетарного обмена.

    Да и карфагеняне, ацтеки и прочие люители человееских жертв, как я понимаю, были вполне реальными явлениями ещё до сильного-то уж изобилия.

    Но в целом, конечно, общества в такой обстановке дожны быть сильно здоровее рисуемого сегодня.

    • Николай

      насчет карфагенян и ацтеков не соглашусь. Карфагеняне могли выставить от 50 (захват северной африки) до 350 тысяч бойцов (вторая пуническая война) — вы представьте сколько эти 350 тысяч жрут? А недолжи каждому по 5 гр от нормы — вот и излишества у чиновника-снабженца. Ну или у Ганнибала — не знаю кто там у них интендантской службой заведовал)))

      С ацтеками — еще хуже. Там дикарям, коими были полны джунгли Юкатана были чужды извращениям и человеческим жертвоприношениям — они только лопали тех кого захватили в бою — ну дикари, что взять. А вот уже монтесума, который купался в золоте и раздаривал по 50 женщин на одного мужика — тот да, там уже и шкуросдирательство и забивание человека частями ткацкого станка и много других ужасных, но невероятно интересных действ.)))

  5. Сандер

    А мне твоя старая задумка про то как еслиб к нам злые инопланетяне в гости попросились в творческом плане кажется более перспективной.
    Что касается наших междусобойных разборок, так тут по мне все очень просто и предсказуемо — в условиях ограниченных ресурсов всегда выделяется один — наиболее критичный и через контроль над ним контролируется все остальное. В человеческой истории таким ресурсом сначала были работники, потом земля потом средства производства, теперь уже технологии сами по себе. Пофантазировать любопытно на тему каким ресурсом будет следующий (технология бессмертия, генной или иной модификации человеческого организма или вот к примеру — суперсовершенная педагогика, резко повышающая КПД каждого человека и общества в целом) ну или выдумать какой-нибудь экзотический ресурс, вроде воды и спайса как в «Дюне».

    • Сандер

      блин, забыл о чем собственно собирался написать. Так вот — контроль — это игра с нулевой ставкой, когда один пирог делится на всех. Через пару поколений, когда дележ закончен и всем становится скучно, начинается игра с ненулевой ставкой, когда начинают думать над тем, как сделать пирог побольше. И рано или поздно придумывают. Через пару-тройку нововведений глобальная расклад меняется вместе с тем, что нужно контролировать и игра начинается сначала. Вот так и меняют друг друга рэкетиры, меценаты, революционеры и снова рэкетиры.

  6. Николай

    Почти со всем согласен, но Вы тогда лучше опишите, как Вы себе представляете жизнь этих самых «разбойников в лесу». Т.к. описываемый Вами социум предпологает жизнь вне активного, ежедневного стресса.

    По-другому жизнь обстоит у тех, к кому постоянно приходят орды зомби / кто живет на спорной или приграничной территории. Вон у тех же казаков быт сильно отличается от «мирных» областей. Да и жертвоприношения люди не случайно придумали.

    • Николай

      «Вон у тех же казаков быт сильно отличается от «мирных» областей.» — ну и чем же он отличается? то что автомат в угол ставят приходя с поля?)))) Люди становятся сплоченнее и УВАЖИТЕЛЬНЕЕ друг к другу, потому что от этого зависит сегодня жизнь соседа, а завтра — своя собственная. И пришлых не освежевывают и не продают в рабство, а предлагают осесть в «свободной станице» ибо дополнительный ствол — он и в африке дополнительный ствол)))

        • Николай

          а кто казаки сами?))) ОНИ И ЕСТЬ разбойники. Или по русски — лихие люди. Ну а меры воздействтия к тем кто у своих ворует хорошо описаны у Гоголя или например в неписаных воровских же законах…

Оставить комментарий

Новая книга

 

Календарь Мизантропа