Проекты

Непоняточка

Да, вопрос у меня к компьютерно грамотному народу. (Я-то сам не то чтобы лаптем щи, но все же более самоучкою натаскамшись.)

Так вот, предыстория — провожу перетрях ноутбука. Заменил клавиатуру (старая была залита), заменил жесткий диск на SSD.

2014-11-11-14.36.19

 

Докинул памяти еще один модуль — до 4 гб:

2014-11-11-14.37.55

Ну а главное, поскольку SSD-шник всего 128 гб (из экономии, глупо покупать в старый ноут железку, превосходящую по цене его остаточную стоимость), то жесткий диск переставил в контейнер, который втыкается на место DVD-привода:

2014-11-11-15.53.19

2014-11-11-15.58.27

Отличное, как по мне, решение — небольшой SSD-шник под систему и винт на 250 гб под данные. Слава находчивым китайцам, которые клепают такие контейнеры всего за 300 руб. Вроде и фигня — кусок жести да разъем, — а поди ж ты, удобно.

Важно — систему я ставил с диска, поэтому привод на винт заменил после установки системы (Windows 8.1, хватит этих блудней с линуксом).

Система на SSD и 4 гигах памяти залетала, и не скажешь, что старый ноут на двухъядерном целероне. Все-таки диск — основной источник тормозов. Новую жизнь, можно сказать, обрел девайс.

Но.

После установки жесткого диска вместо привода ноут упорно пытается грузиться с него и только с него. Не находя на нем системы грустно моргает курсором на черном экране и дальше не делает ровным счетом ничего. Разумеется, в биосе приоритет загрузки поставлен на жесткий диск:

2014-11-11-23.33.07

Но его это не волнует, так же как и прямой запрет загрузки с привода:

2014-11-11-23.32.50

Если при загрузке успеть нажать эскейп, войти в загрузочное меню, и указать источник вручную — то все грузится отлично, откуда надо.

2014-11-11-23.34.45

Если нет — пытается грузиться с того диска, который стал вместо привода, причем не переключается на другой, не найдя на этом системы, как должен бы, а просто выдает ошибку загрузочной записи BOOTMGR missing и останавливается. Если вынуть второй диск — грузится штатно.

(Кстати, в первый раз вижу такой кутылый биос — кроме порядка загрузки в нем нельзя изменить НИЧЕГО.)

В общем, чегой-то я затупил и не могу сообразить, чего ему от меня надо и в какое место ему ткнуть, чтобы он уже отвязался от этого диска и грузился нормально в SSD.

Пичалька.

UPD

Навсякие хитрости довольно простоты. Поменял SSD и HDD местами физически — установил SSD в контейнер и все заработало. Простые решения рулят. Но я так и не понял, почему два SATA в данном случае неравнозначны...

,

Один комментарий к записи Непоняточка

  1. dap 12.11.2014 в 11:28 #

    БИОС обновлен до последней версии?

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 11:34 #

      Ни разу не обновлялся. и вообще не факт, что это возможно на данной модели.

      • dap 12.11.2014 в 13:46 #

        Таки стоит посмотреть на сайте производителя. Испокон, это первое, что делается в подобных случаях.

  2. rbcf 12.11.2014 в 11:34 #

    В качестве паллиатива — поищи пункт «всегда показывать меню загрузки», хоть биос и кутылый, может найтись. Тогда хоть успевать жамкать эскейп не придется.

    А вообще-то с этими ссд вечные траблы, то к конкретной мамке не подходят, то отказываются быть загрузочными...

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 11:36 #

      Не, если б он вообще отказывался быть загрузочным — я бы понял. Но почему вот таким странным образом?

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 11:37 #

      нету в нем такого. В нем вообще ничего нету, очень странный биос.

  3. Kryss 12.11.2014 в 11:59 #

    Может он «Notebook Hard Drive» определяет по диску, а не разьему куда он воткнут? Что если другой хард воткнуть эксперимента ради?

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 12:08 #

      Скорее всего так и есть, но как его отучить от этого? 🙂

      • Archer 12.11.2014 в 12:28 #

        На родном диске наверно имеется некий скрытый раздел, на нотбуках такое бывает. Или ещё какая секретная сигнатура в каком-нить секторе прописана :). По нему видать и определяет родной диск.

        Надо чем-то низкоуровневым посмотреть, типа АкронисДискДоктора.

        • Павел Иевлев 12.11.2014 в 12:30 #

          Не, это даже не его родной диск.:)

        • Archer 12.11.2014 в 12:30 #

          Имел ввиду Acronis Disk Director, который видит всякие разделы и позволяет вытворять с ними всё.

          • Павел Иевлев 12.11.2014 в 12:43 #

            Да, я понял, я его использую

  4. hidden 12.11.2014 в 12:14 #

    Я думаю, забороть это можно только переустановкой винтов. 250-ку в на место CD, SSD — на место штатного винта.

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 12:22 #

      Да, это работает, хотя компоновочно мне решение не нравится

      • hidden 12.11.2014 в 12:37 #

        Попробуйте поискать обновленный БИОС. Возможно там эта проблема уже решена.

  5. iwerg 12.11.2014 в 12:51 #

    убить mbr на винте.

    ну или данные с него слить, форматнуть и обратно залить только нужное.

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 13:12 #

      Сделал сразу. Не помогло.

      • iwerg 15.11.2014 в 16:18 #

        ну тогда засандалить в загрузчик винта что-то типа grub4dos. в меню прописать вызов автозапуска 1 сек и вызов загрузчика со второго винта. сложно, но можно.

  6. goga128 12.11.2014 в 14:30 #

    Насколько я понимаю БИОС выбирая диск для загрузки составляет список всех жестких и сортирует его относительно физического порта. Видимо порт сдрома идет впереди. Обычно в БИОСе есть пункт в котором можно выбрать порядок загрузки с жестких дисков. Но в случае с ноутбуком производитель решил что нет смысла «загромождать» БИОС и исключили этот пункт.

    Так что единственным верным решением является смена местами устройств, как вы и сделали. ССД греется достаточно слабо по сравнению с жестким, так что в закрытом кейсе ему будет лучше чем обычному винту.

    • slow 13.11.2014 в 16:29 #

      +1

  7. Atrides 12.11.2014 в 14:34 #

    попробуйте подключить SSD или HDD без коробочки (в смысле 2 харда), и если в этом случае загрузка пойдет с SSD который будет в штатном месте харда, а hdd вместо CD, то привет китайцам, возможно там или переключатель или по умолчанию вбито что коробочка это первый винт.

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 14:36 #

      У меня была такая мысль, но вскрытие показало, что никакой электроники в коробочке нет. Разъемы соединены между собой напрямую.

  8. Евгений 12.11.2014 в 18:27 #

    Возможно глупость скажу, но...

    На HDD раньше делали переключатели master/slave или что то типа того

    На вашем нет такого?

    • Павел Иевлев 12.11.2014 в 18:28 #

      Это было во времена IDE 🙂 На SATA такого давно нет 🙂

  9. Александр 12.11.2014 в 19:26 #

    Не совсем понял. Ставим SSD на место HDD, а старый HDD на место CD/DVD — грузится с HDD, который CD/DVD. Оставляем HDD на своём месте, вместо CD/DVD ставим SSD — грузится с SSD. Так? Тогда согласен с goga128 по поводу нумерации SATA-устройств, а не в какой-то метке на «родном» HDD. Слот DVD это условно SATA0, слот HDD это SATA1. Запрет загрузки с DVD запрещает загрузку не c SATA0, где был DVD, а именно с DVD (она отличается от загрузки с HDD). При загрузке с HDD BIOS сканирует SATA по порядку, при ручном выборе загрузки с HDD загружается с SATA1, на котором должен быть HDD (видимо жёстко прописано, без сканирования SATA). Надо в изменении порядка загрузки искать именно указание HDD0/HDD1, а не HDD/DVD.

    Могу предложить линуксовое решение, требующее чтения мануалов и работы с консольным напильником: поставить SSD и HDD как нужно, потом загрузиться с live-CD и поставить на HDD (который на месте CD/DVD) загрузчик GRUB, который будет стартовать с этого HDD и грузить систему с другого диска (SSD), он так умеет. Но в Windows могут перепутаться буквы дисков.

    p.s. Вариант использования, если ноут умеет грузиться с флешек: грохнуть загрузчики в MBR на обоих винтах или убрать метку активного раздела, а GRUB поставить на флешку. Получится «USB-ключ», без которого систему на ноуте не загрузишь 🙂

  10. Levap 12.11.2014 в 21:00 #

    Однозначно присоединяюсь к советам обновить биос.

  11. ewgeny15 13.11.2014 в 2:42 #

    Советую пользоваться конференцией ixbt.com

  12. 222 13.11.2014 в 15:07 #

    Большинство загрузчиков биосов не найдя первичных разделов пропускают этот диск.

    Следовательно надо акронисом убедится что раздел на диске только один и он дополнительный/логический, если «основной» и «активный» то сконвертировать.

    • Александр 14.11.2014 в 1:29 #

      Может какие-то (современные) BIOS'ы и анализируют таблицу разделов, но вообще этим занимается MBR. Для BIOS важна только сигнатура 0×55 0xAA в последних байтах нулевого сектора, если она есть — грузим и запускаем, если нет — это не MBR и не boot sector, идём на следующий диск.

      • 222 14.11.2014 в 11:04 #

        классический мбр дает разумную диагностику, когда что-то не так

        «invalid partition...» «error loading...» «missing os»

        а если мы имеем картину с мигающим курсором, это с очень большой вероятностью биос

        • Александр 14.11.2014 в 11:34 #

          Ну, во-первых

          > просто выдает ошибку загрузочной записи

          > BOOTMGR missing и останавливается

          А во-вторых не все утилиты при создании таблицы разделов в MBR пишут ещё и загрузчик. Сигнатура есть, таблица разделов есть, остальное — 0×00. BIOS увидел сигнатуру, загрузил в память, jmp, выполняется 223 штуки «add al,(bx+si)», потом случайные инструкции из таблицы разделов, потеря управления, exception, обработчик по умолчанию, halt. Мигающий курсор на пустом экране.