Проекты

…если я заменю батарейки…

Давно мучал меня вопрос — а что будет, если в обычном компьютерном UPSe вместо встроенного маленького аккумулятора задействовать автомобильный? Ну, теоретически ничто ж не мешает — те же 12 вольт. Будет ли он от него долго-долго питать нагрузку, позволяя пережить длительное отключение электричества, или произойдёт какая-нибудь фигня?

А тут как раз оказался у меня в руках UPS с мертвой батареей. Чего б не попробовать?

UPS — недорогой CyberPower на 350 ватт. Внутри выглядит вот так:

clip_image001

В качестве нагрузки не придумал ничего лучше, чем сделать вот такую сборку из трех ламп накаливания по 75 ватт:

clip_image002

Итого, 225 ватт нагрузки, что примерно соответствует работающему в нормальном режиме компьютеру. Аккумулятор для эксперимента временно демонтирован с уазика:

clip_image003

Лампочки, как нетрудно заметить, светятся!

Напряжение при питании от аккумулятора 11.6 вольта:

clip_image004

При питании от сети — 12,65, то есть зарядка идет.

clip_image005

Подходящего силового амперметра у меня не нашлось, а с уазика откручивать поленился.

При работе в автономном режиме UPS истерически пищит как умалишенный, сигнализируя, что аккумулятор — разряжен, разряжен, разряжен! — но нагрузку тянет. (Видимо, на его родной батарейке падение на полвольта означает глубокий разряд. Автомобильному-то это боль-мень пофиг.) В принципе, это можно откалибровать программно, UPS подключается к компу по USB и наладочный софт к нему есть.

Однако, смысла это не имеет. Как показали ходовые испытания, минут через сорок UPS адски перегрелся, несмотря на температуру в мастерской +10 от силы. Трансформатор шипел если на него плюнуть, радиаторы силовых транзисторов преобразователя были к тому близки. Выключил, чтобы не сжечь.

Таким образом, можно констатировать, что, в принципе, от автомобильного аккумулятора UPS работает. Но на работу в таком длительном режиме он не рассчитан, и через некоторое время сдохнет от перегрева. Более мощный аппарат протянет дольше, а если организовать какое-нибудь принудительное охлаждение, то, возможно, достаточно долго, чтобы высадить аккум полностью. (Кстати, зарядить посаженный в ноль обратно он тоже вряд ли потянет).

Так что, для длительного автономного питания используйте специально приспособленные для этого преобразователи напряжения или мощные промышленные UPS-ы. Такие колхозные приспособы пожаронебезопасны.

15 комментариев к записи …если я заменю батарейки…

  1. Евгений 18.01.2015 в 11:40 #

    Плюс ко всему автомобильный аккум не рассчитан на такой режим работы (малые токи разряда-заряда) и сдохнет очень быстро.

    • Павел Иевлев 18.01.2015 в 11:47 #

      Вот в этом я сильно сомневаюсь. Это абсолютно нормальный для него режим. В автомобиле большой ток он отдает раз в день три секунды, остальное время балансирует на паре ампер туда-сюда. И в промышленных ИБП автомобильные аккумуляторы используют вовсю.

  2. Евгений 18.01.2015 в 12:49 #

    Спорить не буду, т.к не специалист в данном вопросе.

    Однако года 2 назад я пробовал использовать такую же конфигурацию (разве что упс был несколько мощнее). Через 2 месяца работы (кстати вполне нормальной, т.е аккум нормально заряжался, при заряженном было что-то около 13,5В на зарядке и 12,8 без зарядки) аккум в какой-то момент перестал принимать заряд вообще. Причем от автомобильной зарядки его зарядить тоже не удалось.

    • short 18.01.2015 в 15:01 #

      Напряжение зарядного тока автомобильного аккумулятора — 14,2 вольта. Холостое напряжение (без нагрузки) — 13,2. При более низких значениях пластины аккумулятора очень быстро сульфатируются и — до свидания ёмкость!

      • Павел Иевлев 18.01.2015 в 16:29 #

        «Холостое напряжение (без нагрузки) — 13,2» — с чего вы это взяли? 12,6 максимум.

  3. egorsha 18.01.2015 в 16:03 #

    Спирали ламп на переменку гораздо короче спиралей ламп на постоянку той же мощности и напряжения, поэтому режим работы АКБ близок к режиму К.З...Отсюда и быстрый нагрев. Для теста желательны силовые сопротивления (они как трубочки) или несколько ламп от мощных фар на соответствующее напряжение. Тепловой режим батареи сразу изменится, да и даже прикидочные расчёты будут нагляднее.

    • Павел Иевлев 18.01.2015 в 16:22 #

      Причем тут лампы на постоянку и переменку? Не уловил вашу мысль.

      Лампы подключены к переменному току 220 вольт.

      • egorsha 19.01.2015 в 6:38 #

        Сорри. Так понял что это для прогрузки аккума по постоянке.

  4. Алексей 19.01.2015 в 1:07 #

    В свое время вывел +и- аккума 350ватной упсы наружу и подрубал автоаккум. Из нагрузки работал ЖК телевизор впостоянку. Ни нагрева ни пищания не було, был доволен как слон...

  5. Антон 19.01.2015 в 14:07 #

    Слышал что такую схему используют на энергозависимых котлах отопления,чтобы не остаться без тепла, когда свет вырубят.

  6. Александр 19.01.2015 в 19:51 #

    В подобных устройствах, для получения приемлемых массогабаритных характеристик, система охлаждения и трансформатор рассчитываются так, чтобы на полной мощности проработать те 3-5 минут, на которые хватает его родного аккумулятора! Думаю сильно не ошибусь, если предположу, что процентах на 20 от максимальной нагрузки он сможет работать непрерывно.

    Так что 40 минут — это он герой! Возможно, помогло то, что он был открыт, и низкая температура окружающего воздуха.

  7. Иван 25.01.2015 в 1:17 #

    Вот елки-палки, а я думал в свою бухань сделать инвертор из старого бесперебойника(((

  8. Андрей 02.09.2016 в 13:50 #

    какой софт используете для калибровки?

    • Павел Иевлев 02.09.2016 в 17:51 #

      Штатный, от производителя. Прилагался к упсу на диске

      • Андрей 02.09.2016 в 17:53 #

        Хм, у меня что-то нет такой на диске. Точнее есть, но она не калибрует. А название есть?