Проекты

«Перевозчик» — мобильный детектив

По наводке профессионального водителя обнаружил удивительный феномен — «секретный» тариф #Билайн.

clip_image002

К нему нельзя подключиться у оператора, на него нельзя переподключится на существующем номере — его продают на заправках на трассах Родины и на сомнительного вида сайтиках в интернете. Выглядит на первый взгляд полнейшим разводиловом и лохотроном, однако, тем не менее, тариф существует и реально работает как минимум с 2013 года. Я лично знаю человека, который им пользуется.

Характеристики тарифа не супервыгодны, но достаточно специфичны, чтобы иметь своих поклонников. С первого взгляда кажется, что абонентка+поминутка — это скорее дорого, но, сравнивая с другими тарифами видно, что для того, кто мотается по стране, звоня из разных городов в разные города, полтора рубля минута — это хорошее предложение.

clip_image004

На официальном «Ноль сомнений» межгород стоит 2,5 рубля, так что, если говорить больше трех минут в день, то выгодная поминутка перекрывает абонентку. Симки с этим тарифом охотно покупают и используют дальнобойщики — обычно, как дополнительный номер для профессиональной деятельности. Это и есть его целевая аудитория.

Это действительно билайновский тариф — он корректно прописывается в «Личном кабинете»:

clip_image006

Так что тут все честно, кроме того, что его можно купить только через посредников, которые берут 150 рублей с одной сим-карты. На этом их роль, видимо, заканчивается — дальше ваши финансовые отношения идут напрямую с оператором, где вы пополняете номер, как любой другой.

Однако, при всей загадочности этого тарифа, меня заинтересовало даже не странное посредничество, а тот факт, что эти сим-карты продаются без оформления контракта и предъявления паспорта.

clip_image008

Контракт виден в ЛК как обезличенный, без ФИО владельца. Как показали эксперименты, при покупке на заправках 50/50 — могут попросить заполнить договор, а могут продать так. Но вот тот факт, что они рассылаются наложенным платежом:

clip_image010

…меня сильно смущает. Насколько я знаю, по закону не может быть анонимной сим-карты. Я не буду обсуждать, насколько это правильно и хорошо, но факт — на мобильные номера много всего завязано, и анонимный номер сильно расширяет возможности абонента за пределы правового поля. Даже мне, человеку далекому от криминала, немедля приходят в голову несколько способов использования.

Вообще, как оказалось, купить анонимную сим-карту в РФ куда проще, чем кажется. Скажем, буквально сегодня моему другу было озвучено предложение купить LTE-модем от МТС с картой «в нагрузку» — причем, именно без оформления. Некоторые читатели написали мне, что они легко приобретали «гостевые» сим-карты в аэропортах — и тоже без паспорта. С одной стороны, это, скорее всего, халатность и раздолбайство розничных продавцов, которым лень возиться. Но, с другой стороны, допускает функционирование обезличенных договоров именно оператор. Если бы это было невозможно, и продавцы бы подтянулись.

Что же касается тарифа «Перевозчик», с которого я начал этот разговор — мне лично очень интересно, откуда берутся такие «эксклюзивные» тарифы и почему на них зарабатывают такие мутные посредники? Казалось бы, вот, есть тариф под целевую аудиторию, есть аудитория, готовая его покупать — но почему вот таким способом?

У меня, конечно есть версия. Допустим, это корпоративный тариф. Некто создает юрилцо «ООО ПеревозчикЪ и Сыновья Ltd» и заключает корпоративный договор с Билайном, настолько оптовый, что под него создаётся отдельный закрытый тариф. Это юрлицо закупает тыщу договоров, для, якобы, своих тыщи… ну, например, коммивояжёров, продающих патентованные расчески для лысых в разнос. Колесят, мол, наши коробейники по всей Руси великой, лапти стаптывая, ну как им без такого тарифа? Спрос большой, лысых много, пока всех обойдешь… Ну, а потом перепродают полученные корпоративные сим-карты с наценкой в 150 рублей за штучку.

Однако, многие мелкие детали этой версии противоречат. Корпоративный тариф был бы, скорее всего, обозначен таковым в ЛК (с указанием юрлица), не говоря уже о том, что для окупаемости широчайшей логистики продаж этих симок их количество должно исчисляться многими тысячами.

Так что же это такое, тариф «Перевозчик»? Ау, #beeline!

5 комментариев к записи «Перевозчик» — мобильный детектив

  1. Алекс 24.03.2016 в 15:36 #

    Мне, как челвоеку, выросшему в Украине, рассказы про обязательную привязку симок к паспорту кажутся дикостью. Интересно, что Павел, судя по всему, склоняется к нейтрально-одобряющей позиции по этому вопросу.

    • Павел Иевлев 24.03.2016 в 15:49 #

      Это решение, имеющее достоинства и недостатки.

    • glider 25.03.2016 в 9:11 #

      На фоне повальной слежки от гугля, эпла, и каждого из мобильных операторов, именные симки дикость? Ну-ну. Уже откройте глаза. Кстати, а что именно смущает-то?

      Ну, кроме абстрактной «свободы»?

  2. Repich 25.03.2016 в 9:44 #

    Регистрация контракта (связка ПД и симкарты) выполняется отложено, после продажи симкарты её можно выполнить в течение трёх дней, если позже — это уже нарушение процедуры, но симка работать от этого не перестанет. Симка без ПД ничем не отличается с точки зрения биллинга от остальных, однако если не ошибаюсь через полгода её принудительно отключат.

  3. Сандер 27.03.2016 в 20:19 #

    Продавцы сим-карт не проверяют документы на подлинность, и я думаю, что контролирующие органы достаточно критично оценивают привязку номера к паспортным данным. Кроме того нет никакой ответственности за использование чужой симки. Так что это такие условно-охранительные меры, настоящий контроль, как я полагаю, осуществляется несколько другими методами — через статистические пересечения геолокации, частых собеседников, сопоставления с IMEI телефона... В принципе, достаточно просто хранить все эти данные и при необходимости подвергать какой-то статистической интеллектуальной обработке.