Уберизация Воронежа

Был сегодня на пресс-конференции компании UBER, которая с сегодняшнего дня запускает свой сервис в Воронеже.

clip_image002

Сейчас, пожалуй, трудно найти того, кто вовсе не слышал про этот сервис – ему присуща некоторая скандальность, не без того. Тем не менее поясню – UBER более всего знаменит своим такси, хотя таксомоторной компанией не является. Это мощный глобальный информационный сервис, связывающий потребителей услуги с тем, кто его ее оказывает без лишних посредников. В данном случае – пассажира и водителя.

Вообще, «Убер», как и некогда «ксерокс», уже перерос товарный знак и превратился в явление. Как ксероксами называют целый класс копировальных аппаратов, так «уберами» и «уберизацией» называет определенный тип бизнес-процессов, позволяющий агрессивно захватывать различные рынки за счет оптимизации расходов и высокотехнологичного демпинга. К этому можно относиться по-разному, но для потребителя он определенно хорош.

На мой взгляд, как потенциального потребителя, он имеет следующие плюсы:

Не раздает доступ к своему сервису кому попало – только юрлицо (включая ИП), только автомобиль и водитель, отвечающий определённым минимальным стандартам.

clip_image004

Это снижает вероятность, что к вам приедет отмороженный подросток на адском пепелаце типа «стритрасинг» у которого «майлайф-майрулез» вместо прав.

Имеет чрезвычайно удачное и юзабельное приложение (в отличие от многих).

Позволяет платить как картой, так и налом. Никакого «у меня сдачи нет и ниипет», которое меня так бесит каждый раз у наших таксистов.

Универсален географически – 17 городов в РФ и почти весь остальной мир. Прилетев куда-нибудь в Европу, не надо разбираться, кто из местных таксистов жулик, а кто нет. Ткнул кнопку в родном приложении – и поехал.

Относительно недорого. Цены для Воронежа:

clip_image006

Как утверждали на прессухе – 330 рублей в аэропорт из любой точки. Это будем поглядеть, конечно.

Минусы:

Только смартфоны, никаких колл-центров с «машину на текущее, пожалуйста». Между тем, мир состоит не из одних хипстеров с макбуками. 🙂

clip_image008

Рентабельно по городу, но на дачу вас повезет вряд ли – при демпинговых тарифах, неизбежный холостой обратный пробег убивает всю идею.

Поскольку это не рекламная статья Убера, как многие уже наверно подумали (я не пишу рекламы в блог), то расскажу, почему лично у меня сложное отношение к этому бизнесу.

Первое – он основным своим конкурентом видит не другие сервисы такси, а личные автомобили. В идеальном убер-мире личного транспорта нет, все ездят на убере. Вот вам выкладка, почему машина не нужна:

clip_image010

Выкладка несколько претенциозная (не все покупают в кредит, не все пользуются КАСКО, потеря стоимости сферическая в вакууме и т.д.) но где-то и справедливая. Многим машина и вправду не нужна. Однако я прекрасно понимаю, что, чем меньше будет личного транспорта у всех, тем дороже он будет обходится тем, кому он действительно нужен – например, мне. При моем образе автомобильной жизни такси не альтернатива, я на такси и езжу-то пару раз в год.

Второе – хотя Убер и заявляет, что «увеличивает занятость», позволяя людям подрабатывать извозом, в пределе «уберизация» ведет к резкому росту безработицы. Недаром в Европе были мощные акции протеста против Убера. Это начало цепочки с большими последствиями: «лишние» водители такси + выдавливание с рынка классических таксомоторных компаний + снижение доходов профессиональных водителей + падение продаж автопроизводителей (отказ от личных авто) + плюс снижение оборотов страховых компаний + сжатие инфраструктуры дорожного обслуживания = сокращения миллионов рабочих мест в автомобильном, транспортном и сопутствующих бизнесах. Впрочем, тут я не катастрофист, я так думаю, что: «съесть-то он съест, да кто ж ему даст?». 🙂

Третье – Убер один из самых яростных апологетов беспилотного транспорта. Как в пассажирских, так и в грузоперевозках. Настоящая уберизация — это не когда пассажир может заказать водителя, а когда пассажир может заказать маршрут. И если водитель — не более, чем посредник между пассажиром и попаданием в нужную точку, то это значит, что и водитель будет отменен в ходе все тех же процессов.

Уберизация в разных сферах может очень сильно поменять нашу жизнь в самое ближайшее время, и я рискну предположить, что очень многим эти изменения, по разным причинам, выйдут боком. В этом смысле, кто бы ни наживался на разного рода уберизации сегодня, большая часть этих людей будут довольно скоро той же самой уберизацией сметены. Даже если стратегически изменения правильны, что тоже далеко не факт.

Ну и четвёртое. Убер — это своего рода жупел современной экономики. Воплощенный абсурд монетаризма. «Капитализация Убера выше, чем у Газпрома, ха-ха-ха!». Это действительно полное «ха-ха-ха» — для проверки вы можете престать пользоваться Убером и перестать пользоваться газом (включая его производные – электричество и отопление) и сравнить результат. Это дает некоторое понимание того, в насколько перевёрнутом мире мы сейчас живем. Для меня Убер – один из символов этой перевернутости и абсурда, хотя сам Убер, разумеется, в этом не виноват.

Тем не менее, если не загоняться всякой политэконом-философией, то, c потребительской точки зрения, UBER – очень недурной сервис, чтобы вызвать себе недорогое такси. Теперь и в Воронеже.

Вы можете даже получить в нем бесплатную поездку, если зарегистрируетесь с моим промо-кодом.

Попробуйте, что ли.

9 комментариев

  1. Ivan M

    «Третье — Убер один из самых яростных апологетов беспилотного транспорта.» (с)
    А ведь как заманчиво и красиво. Выбрал откуда-куда сел в поданный транспорт, доехал. Деньги списались с карты.
    Только, это должен быть общественный транспорт и цена за поездку должна быть сопоставимой 🙂 Мечты, мечты.

    А за статью спасибо, слышал, но не пользовался. Оказалось в нашем городе то же есть У… Попробуем.

  2. Muniver

    В Москве пользуюсь только Убером. Частники дороже получаются, такси — тем более. Машины у Убера все новые, однажды за обычную стоимость новый лексус белый меня вез 🙂

  3. Lsv

    Мне вот интересно — в Воронеже будет также, как в Нижнем после открытия?
    Uber открылся с помпой, с рекламой, с рассылкой про «первые бесплатные поездки» и т.п.
    Вот только первые пару недель как я не пытался на нем уехать — получал одно и то же сообщение «Нет машин».
    Надо, чтоль, снова попробовать. Хотя меня и Яндекс вполне устраивает…

  4. b1

    uber это знак времени. В-общем, я бы выразил его идею — ‘давайте будем сами себя возить, а таксистов разгоним’ , или , если обобщить, ‘двайте будем делать это — возить/чинить/готовить/итд сами, а профессионалов разгоним’. Ибо профессионалы по расценкам UBERA не выживут. Хорошо это или плохо — никто не знает, лет через 10-20 будет понятно. Вот интересно, кто первый полицию и скорую помощь через UBER организует. Ну и опять же интересно будет посмотреть на ситуацию когда UBER задавит таксистов и останется победителем монополистом, во что он трансформируется — видя, скажем, трансформацию автобусного перевозчика «Greyhound» в Америке из хорошей компании с приемлемыми ценами в монополиста с ужасным сервисом даже по меркам 3го мира (кому интересно, почитайте отзывы клиентов и рейтинги этой компании — народ пишет — практически единогласно — ‘я им ставлю 1 звезду только потому что меньшей оценки нет’ ) — и зная что человеческая природа не меняется — вот уволят в UBER какого нубудь администартора базы данных в связи с оптимизацией расходов — а он опустит их сервера — и не будет аппликация работать именно когда миллиону людей в больших городах срочно надо..

  5. Айрат

    Немного не так.
    Если Убер реально будет раздавать доступ только Юрлицам, то там будет некому работать.
    Система работает интересно. Изначально к Уберу подключаются эти самые юрлица (реально это обычные ИПшники), которые сами уже привлекают кого угодно. На одном «юрлице» могут висеть сотни обычных водил с улицы.
    Деньги за поездки Убером перечисляются юрлицу, который их снимает со счета и раздает уже черным налом тем водителям, которых он привлек (юридически может и не раздавать, но такой кидок пока бывает редко).
    Успех Убера в регионах сейчас, прежде всего, в бешеных доплатах водителям (до нескольких сотен за заказ). Грубо говоря, водитель выполняет заказов на тысячу рублей, а от Убера получает еще две-три тысячи дополнительно. Вот такая она современная экономика.

      • Айрат

        Не вопрос.
        Пока для меня тут одна загадка. Почему налоговые органы и прочие «финмониторинги» настолько безмятежно смотрят на этот «фестиваль обнала»? Может, ждут чего-то… или получили что-то…

        • Игорь

          Ответ в капитализации Uber’а
          Ради расширения географии присутствия и количества обслуживаемых клиентов Uber. Общая сумма продаж Uber 5 млрд $, капитализация 60 млрд $ убыток больше 1 млрд $. Идет захват рыночной доли и пока таксистам платят больше чем uber зарабатывает

          • Айрат

            Для чего Убер доплачивает — ответ очевидный (такие уж реалии современного IT-бизнеса).
            Загадка в другом.
            Все доплаты — это доход водителей, выполняющих заказы. Водители должны быть оформлены соответствующим образом, со всех выплат должен быть уплачен подоходный, соцстрах и прочие налоги. Этого, естественно, не делается.
            Сейчас все выглядит так, будто ИПшник как партнер Убера, сам выполнил все эти заказы. Налоговой легко выяснить — сам или нет, но она пока не пытается это делать.

Оставить комментарий

Новая книга