Проекты

На батарейках

Про электромобили хочу сказать, в связи с попавшей в ленту новостью «В экосистеме умных вещей Xiaomi появится электромобиль».

На батарейках 1

Я, да простят меня маскофилы, Теслу считаю штукой с автомобильной точки зрения совершенно бессмысленной. Это не транспортное средство, это средство самодекларации владельца. Кроме концентрации понтов на тонну веса, она уступает любому другому автомобилю во всех остальных эксплуатационных качествах.

У Теслы и аналогичных проектов (включая ЭлектроЛаду), на мой взгляд, принципиальна неверна сама концепция. Электромобиль при текущих условиях не должен быть «такой же, как бензиновый, но на батарейках». Если убрать экопиздеж*, налоговые преференции, и адов накал маркетинговой ебанины, то он неизбежно проиграет. Пока нет существенного прорыва в характеристиках батарей, то возить с собой полтонны дорогущего, дефицитного и легковоспламеняющегося лития всегда хуже, чем не возить. Закон сохранения энергии – жестокая сука.

На батарейках 2

Но это не значит, что сама электротяга плоха. Наоборот, в ней куча перспектив, если подойти правильно. Сейчас все забыли про «Ë-мобиль», а меня в свое время всерьез обвиняли, что мне Прохоров платит. Но я и сейчас считаю, что техническая концепция этой машины была на редкость хороша. (Жаль, дураку досталась). Напомню, что там электротяга представляла собой усиленную небольшой батареей (суперконденсатором) электротрансмиссию к ДВС. Движок работает только на генератор, генератор заряжает батарею, колеса крутят два электромотора, по одному на ось. Это называется «последовательный гибрид». (К слову, примерно так, хотя и по другой причине, устроены «БелАзы»). Схема имеет массу преимуществ и почти не имеет недостатков. Очень жаль, что ее недопилили по причинам, далеким от технических.

На батарейках 3

Но для чистой электротяги, как мне кажется, должна быть совсем другая концепция. Она должна не копировать решения с ДВС, а создавать новый подход к личному транспорту, нивелируя врожденные недостатки как электрокаров, так и классических машин. Большинство автомобилей эксплуатируется в городах по типовым маршрутам «спальня-офис-гипермаркет-спальня». И, если уж не удается запихать весь этот поток в троллейбусы, трамваи и метро (единственная правильная идея электротранспорта), потому что люди-из-офисов потеряют смысл офисной жизни – «тачку, круче, чем у коллег», — то надо менять сами машины. Именно электротяга, на мой взгляд, может вдохнуть жизнь в очень здравую, но раз за разом не взлетающую идею «сити-каров». Маленький, легкий, на двух-трех человек автомобильчик, которому не надо разгоняться до трассовых скоростей и везти центнер картошки в багажнике. Который легко запарковать и не надо заправлять по сто литров за раз. Таких и с ДВС в количестве, но их покупают только гуляющие от жен мужики тайным любовницам, потому что «не настоящая машина». А вот на батарейках такой может прокатить как «стильно-модно-молодежно, коннектится со смартфоном, вау, круто!». Теслу же покупают?

Причем именно на сити-карах электротяга реально неплохо работает даже на нынешних батареях. Там не нужна большая мощность, а значит относительно небольшой (а значит, не очень тяжелый и дорогой) аккумулятор обеспечивает приличную автономность. У Xiaomi заявлено 300 км, в городском цикле можно неделю кататься. А кто считает, что «39 лс – это ниачом», тот никогда на «Запорожце» не ездил! (Кстати, «запор» рвал со светофора жигули и волги – короткие передачи в трансмиссии и нагруженные ведущие).

На батарейках 4

Так что Xiaomi-кар и аналогичные проекты кажутся мне вполне перспективными. Но все конечно понакупят себе тойот-тундра, додж-рамов и кадиллак-экселейдов и будут ездить на них кругами вокруг заправки, понтуясь друг перед другом.
Потому что люди отродясь не поступали рационально, и шансов, что вдруг начнут – ноль.

И нет, мне, к сожалению, не заплатила за рекламу Xiaomi. Но все же хочется спросить – а что там с Apple Car?

______

*Электромобили на круг пока МЕНЕЕ экологичны, чем обычные. С учетом производства электроэнергии, добычи редкоземов, производства и утилизации компонентов батарей и тд. Это расписано в куче скучных статей с цифрами, найти их несложно.

4 комментария к записи На батарейках

  1. Ivan M 18.10.2020 в 3:05 #

    Спасибо, нотка свежести в новостях 🙂

  2. glider 19.10.2020 в 6:30 #

    Поддерживаю. Помню, как еще будучи школьником, читал про электромоторы на БелАЗах, и удивлялся — «а чего остальные машины так не сделали»?
    Справедливости ради — восторженность мешала посмотреть по сторонам, но в целом-то решение всё равно отличное.

  3. Иван 19.10.2020 в 11:30 #

    Техническая идея прекрасна и у самого вызывает недоумение отсутствие массовой реализации (после прочтения подобного еще в журналах типа Техника-Молодежи в конце 80-х годов)

    Понты и прочее мощный фактор сопротивления, но есть и другие.

    Например, и с ДВС-то универсальную машину нынче сложно найти.
    Чтобы в будни на работу (если уж по другому никак), на выходные с тем самым центнером картошки на условную дачу, а летом на тысячи километров большой семьей в условный отдых.

    Там где это не надо кейкаров и так полно — личные наблюдения в Токио и окрестной Японии.

    И кстати фактор понтов там тоже ломает общую концепцию — довольно много в качестве мама мобилей таких агрегатов как… Jeep Wrangler Unlimited (который о мостах и 5 дверях) Ну или леворульных мерседесов — шик жеж и блеск. При том что кому понты не нужны покупают милаху Сузу Хастлер, либо если надо больше — Тоету Альфард и т.д.

    Глобально же концепция легковых кей-каров в фантазиях дополняется их арендной моделью, т.е. по сути как некая следующая ступень общественного транспорта (и туда же автопилоты и т.д.).
    Современные реализации в виде каршерингов кажутся весьма далекими еще от действительно массовой замены личному транспорту. В том числе по причинам из соседней заметки о принципах современной экономики.

  4. avkuzmin 23.10.2020 в 12:06 #

    Спасибо, Док! Очень скучаю по твоим статьям на автомобильные темы, правда.

Добавить комментарий