Про электромобили хочу сказать, в связи с попавшей в ленту новостью «В экосистеме умных вещей Xiaomi появится электромобиль».

На батарейках

Я, да простят меня маскофилы, Теслу считаю штукой с автомобильной точки зрения совершенно бессмысленной. Это не транспортное средство, это средство самодекларации владельца. Кроме концентрации понтов на тонну веса, она уступает любому другому автомобилю во всех остальных эксплуатационных качествах.

У Теслы и аналогичных проектов (включая ЭлектроЛаду), на мой взгляд, принципиальна неверна сама концепция. Электромобиль при текущих условиях не должен быть «такой же, как бензиновый, но на батарейках». Если убрать экопиздеж*, налоговые преференции, и адов накал маркетинговой ебанины, то он неизбежно проиграет. Пока нет существенного прорыва в характеристиках батарей, то возить с собой полтонны дорогущего, дефицитного и легковоспламеняющегося лития всегда хуже, чем не возить. Закон сохранения энергии – жестокая сука.

На батарейках

Но это не значит, что сама электротяга плоха. Наоборот, в ней куча перспектив, если подойти правильно. Сейчас все забыли про «Ë-мобиль», а меня в свое время всерьез обвиняли, что мне Прохоров платит. Но я и сейчас считаю, что техническая концепция этой машины была на редкость хороша. (Жаль, дураку досталась). Напомню, что там электротяга представляла собой усиленную небольшой батареей (суперконденсатором) электротрансмиссию к ДВС. Движок работает только на генератор, генератор заряжает батарею, колеса крутят два электромотора, по одному на ось. Это называется «последовательный гибрид». (К слову, примерно так, хотя и по другой причине, устроены «БелАзы»). Схема имеет массу преимуществ и почти не имеет недостатков. Очень жаль, что ее недопилили по причинам, далеким от технических.

На батарейках

Но для чистой электротяги, как мне кажется, должна быть совсем другая концепция. Она должна не копировать решения с ДВС, а создавать новый подход к личному транспорту, нивелируя врожденные недостатки как электрокаров, так и классических машин. Большинство автомобилей эксплуатируется в городах по типовым маршрутам «спальня-офис-гипермаркет-спальня». И, если уж не удается запихать весь этот поток в троллейбусы, трамваи и метро (единственная правильная идея электротранспорта), потому что люди-из-офисов потеряют смысл офисной жизни – «тачку, круче, чем у коллег», — то надо менять сами машины. Именно электротяга, на мой взгляд, может вдохнуть жизнь в очень здравую, но раз за разом не взлетающую идею «сити-каров». Маленький, легкий, на двух-трех человек автомобильчик, которому не надо разгоняться до трассовых скоростей и везти центнер картошки в багажнике. Который легко запарковать и не надо заправлять по сто литров за раз. Таких и с ДВС в количестве, но их покупают только гуляющие от жен мужики тайным любовницам, потому что «не настоящая машина». А вот на батарейках такой может прокатить как «стильно-модно-молодежно, коннектится со смартфоном, вау, круто!». Теслу же покупают?

Причем именно на сити-карах электротяга реально неплохо работает даже на нынешних батареях. Там не нужна большая мощность, а значит относительно небольшой (а значит, не очень тяжелый и дорогой) аккумулятор обеспечивает приличную автономность. У Xiaomi заявлено 300 км, в городском цикле можно неделю кататься. А кто считает, что «39 лс – это ниачом», тот никогда на «Запорожце» не ездил! (Кстати, «запор» рвал со светофора жигули и волги – короткие передачи в трансмиссии и нагруженные ведущие).

На батарейках

Так что Xiaomi-кар и аналогичные проекты кажутся мне вполне перспективными. Но все конечно понакупят себе тойот-тундра, додж-рамов и кадиллак-экселейдов и будут ездить на них кругами вокруг заправки, понтуясь друг перед другом.
Потому что люди отродясь не поступали рационально, и шансов, что вдруг начнут – ноль.

И нет, мне, к сожалению, не заплатила за рекламу Xiaomi. Но все же хочется спросить – а что там с Apple Car?

______

*Электромобили на круг пока МЕНЕЕ экологичны, чем обычные. С учетом производства электроэнергии, добычи редкоземов, производства и утилизации компонентов батарей и тд. Это расписано в куче скучных статей с цифрами, найти их несложно.