Ментальная Арифметика

Как и обещал – пишу про Ментальную Арифметику. После того, как я выложил видео со своим Младшим, который считает в уме как Терминатор, меня засыпали вопросами. И главный был: «Нафига?».

Ну, то есть понятно, что выглядит круто, и всем нам слабо с такой скоростью перемалывать цифры, но зачем? Человечество в мудрости своей давно изобрело калькуляторы! Я тогда пообещал, чтобы не отвечать одно и то же в комментах, написать, что это за штука и почему именно она. Вот нашел время на многобукв.

Итак, этот бешеный счёт сам по себе не самый нужный в нынешней жизни навык. Разве что в цирке выступать. Но дело в том, что счет не цель, а средство. Цель – развитие мозга в самом широком смысле этого слова.

Поскольку средняя школа сейчас тщательно избегает задействовать мозг учеников в процессе обучения, а возможности родителей в этом отношении несколько ограничены, пришлось искать другие варианты. Увы, большинство «развивающих курсов» оказались нацелены на «сделать детям интересно и ненапряжно». У них задача – чтобы дитя нидайбох не заскучало и не утомилось, а то оно закапризничает, топнет ножкой, скажет «нихачу!», и родители его заберут вместе с деньгами за обучение. Поэтому большинство детских «развивалок» — это массовики-затейники, аниматоры с фокусами и цырк с конями и клоунями. На фоне этого шапито детишкам, конечно, пытаются скормить, полив сиропчиком, какую-то обучалочку, но в очень необязательном формате. Потыкавшись туда-сюда, мы остановились на Ментальной Арифметике. Потому что я старый технарь и верю в цифры.

Если вы сейчас побежали гуглить – бросьте, только время потеряете. Я тоже хотел схалтурить, надергать откуда-нибудь готовых объяснений, но поискал и плюнул. Вся выдача – либо коммерческая «купите наш суперкурс с мегаскидкой», либо кулдыканье клушемамочек в яндексДзене: «мы покушенькали, мы покаканькали, мы посчитаканькали…», либо нафиг не нужная вам «история вопроса», которая относит начало МА то в древний Китай, то к еще более древним арабам,  то вообще в Ур и Месопотамию времен допотопных.  Нигде толком не объясняется суть явления. Поэтому придется своими словами.

На старте МА – довольно специфический способ обучения устному счету с использованием устройства «соробан» — это своеобразные пятиразрядные счеты для двух рук. Первый раз увидев соробан (он же «абакус»), я преисполнился скепсиса и спросил, чем не устроили обычные счеты и десятеричная система счисления. Но фишка соробана именно в счете «по-македонски», с двух рук. Обычно при решении математических задач человек задействует одно полушарие мозга. Ну, как положено – полмозга у нас отвечает за логику, вторая половина — за творчество, и в каждый момент мы используем что-то одно. Природа – экономная зараза. Но использование при счете одновременно двух рук заставляет мозг работать иначе – принудительно распределяя задачу по обоим ядрам нашего процессора. Вроде нехитрый фокус – а работает.

В результате новые нейронные связи формируются по другой схеме, для многопоточности и многозадачности, и развиваются все способности, не только устный счет. Поскольку тренировки идут регулярно, с высокой нагрузкой и постоянно ускоряющимся темпом, формирование новых связей идет быстро. На следующем этапе от соробана начинают постепенно отказываться. Но отказываться как от физического объекта, а не от способа счета. Его держат перед мысленным взглядом, используя вместо него руки – на видео видно, что Младший слегка шевелит пальцами при счете. Но синхронность работы полушарий и «двухъядерная многопоточность» только возрастают. Считается, что левое полушарие при этом проводит расчеты, а правое — представляет изображение счет. Но это, сдается мне, изрядное упрощение, да и не важно, в общем.

Если вовремя не остановиться, то при помощи МА начинают свободно складывать пяти- и шестизначные числа, вычитать, делить, извлекать квадратный корень, складывать и вычитать десятичные и обыкновенные дроби, находить проценты – но для нас это не так важно. Важнее, что заметно ускоряется и диверсифицируется общее умственное развитие. Улучшается память, воображение, растет способность сосредотачиваться на задаче – весьма редкое сейчас умение у детей. Пацан реально становится умнее, а не превращается в калькулятор на ножках.

У Младшего нашего, к сожалению, тяжелое врожденное заболевание, от которого его в детстве лечили убойными препаратами, как побочка — тормозящими развитие. В дошкольном возрасте он заметно отставал от сверстников. Сейчас он так же заметно обгоняет большинство одноклассников. Отчасти он, конечно, просто перерос свои проблемы, но и ментальная арифметика ему, на мой взгляд, хорошо помогла. Он теперь весьма сообразительный, с живым деятельным умом пацан, воспринимающий на лету даже весьма сложные абстрактные концепции. Мне с ним очень интересно жить, он задает множество неожиданных вопросов и ему реально интересны мои ответы.

Есть ли минусы? Есть, как не быть.

Первое – Младшему теперь скучноваты школьные задания. Это настолько уже не его уровень, что прям проблема. Также бывают непонятки в общении со сверстниками. Некоторые кажутся ему туповатыми, но он еще не понял, в чем именно проблема, и расстраивается.

Второе – МА жрет время, которого у школьников теперь очень мало. Парадокс – чем меньше им дают в школе знаний, тем больше это занимает времени. С каждым следующим ребенком вижу эту загадочную динамику. Объяснений — таких, чтобы не матом, — у меня нет.

Третье – много халтурщиков, присосавшихся к этой теме. Многие под видом «ментальной арифметики» учат только устному счету, подавая это как «подготовку к школе». Нет, считать они научат, и к школе подготовят. Наверное. Но самой методикой такие деятели не владеют и владеть не хотят. Отличить одних от других сложно, нам просто повезло попасть на увлеченного человека.

Четвертое – это таки стоит денег. И у хороших специалистов довольно весомых, хотя не скажу, что дороже пустых «развивающих активностей», куда детей пихают, как котиков на передержку, лишь бы не шлялись.

Скорее всего, я охватил не все аспекты, но вот так я это вижу, применительно к своему ребенку. Никого особо не агитирую – я последний человек, который будет учить других, как им детей воспитывать. Нам, в общем, оказалось очень в тему, но люди разные и дети разные, а уж насколько разные в этой теме преподаватели – прям иной раз диву даешься. Очень много зависит от конкретного человека. Но это везде так. Но если вам станет интересно – пишите в личку, дам контакты нашего преподавателя. Не обязательно Воронеж, есть удаленка.

12 комментариев

  1. Александр Тесанов

    Хорошо что я удержался от вопроса. 🙂 Получил ответ нахаляву.

    Судя по результату — нормальный такой способ подстегнуть ленивый мозг. Главное, что сына это занятие зацепило, и он не бросил.

  2. Mike

    И я бы не отказался от мыла преподавателя. С фокусировкой у моих четырёхлеток, скажем так, не всё ок

Оставить комментарий

Новая книга