По поводу издательств у писателей всегда есть порция яда для сплевывания (в обратную сторону это тоже работает). И это не только обычное «я такой хороший, а меня не печатают», но и концептуальные противоречия философического характера.
Я тоже хороший и меня тоже не печатают, но мне кажется, что все-таки большая часть претензий происходит по причине недопонимания роли издательств в так называемом «литературном процессе». Дело в том, что этой роли, в общем, не существует.
Издательство – механизм зарабатывания денег издателем. К литературе он никакого отношения не имеет в принципе. И не должен иметь. Потому что «хорошая книга» и «книга, на которой можно хорошо заработать» — разные книги. Иногда совпадает, но это чистая случайность. Более того, основные деньги издательства зарабатывают на учебниках, пособиях и коуч-высерах, а худлит у них так, ради бантиков. (Исключение – детские книги).
Все претензии к издательствам, что они «издают не то и не так» совершенно нелепы. Это рудименты и атавизмы времен, когда художественная книга являлась продуктом издательства. Сейчас через издательство проходит ничтожный процент худлита. И это правильно – переводить бумагу на беллетристику в век электронного чтения просто расточительство. Пора признать: фантастика – это цифровой формат. Издатели нас не печатают – и правильно делают. Для тех, кто читает фантастику на бумаге, это не столько способ чтения, сколько сувенир. Абсолютное большинство сначала прочитает в электронке. Печать по требованию и самопальные микротиражи – вот наш выбор.
Проблема не в издателях – пусть они зарабатывают как хотят и как могут, имеют право. А в идиотской системе: «что не выпущено издателем – то не книга», намертво вбитой в «литературный процесс». На большинство литпремий и прочих ритуальных творческих взаимокопуляций допускаются только «изданные» книги. Но эта практика тоже постепенно уходит, и правильно.
В общем, нам нужны не столько «другие издатели», сколько альтернативная рекомендательно-рейтинговая система художественного текста, не завязанная на издателей, которым в этом процессе давно уже делать нечего. То, что позволит хотя бы грубо отделять говно от повидла.
Пока что ее нет, и не факт, что появится, но это отдельный разговор. А издателей оставьте уже в покое. Они не про книги, а про деньги. А где мы и где деньги?
Кстати, все это написано для того, чтобы напомнить, что идет предзаказ бумажной книги «ЭТНОС», при производстве которой ни одного издателя не пострадало.
Прочитал «Референс». Давно не получал столь сильных впечатлений от книги. Пошел покормил котов. Автор силен!
Спасибо!