Проекты

Экономика бюджетного авто

QpszvGNln8Один из читателей моего блога прислал мне письмо с просьбой помочь с выбором автомобиля. Мне часто пишут такого рода письма, и я даже как-то написал универсальный отмаз. Тем не менее, ситуация автора показалась мне достаточно типической, и я написал развернутый ответ, который будет, возможно, небезынтересен и прочим желающим стать автомобилистом за небольшие деньги.

Письмо

«…Исходные у меня вот какие — двое детей, 4 и 2, работа — черт-те где…. Пока девочек доволочешь в сад — одну я, вторую — жена, а потом пока доберешься туда и ещё чуток — километр где-то — пешочком, а дотуда ходит единственный гадский пазик, то начинаешь глубже понимать фразу классика о том, что автомобиль ни разу таки не роскошь...

Хотелось бы — семейную „возилку“ чтоб, вообще идеальный и сферический конь в вакууме для меня — опять таки по ощущениям — это авто типа доджа „Каравана“ или форда „Гэлэкси“.

Да, денег мало... На текущий момент максимум что могу нарыть — около 110 тыр.

Вообще — имеет смысл искать что либо б/у, искать людей для оценки и все такое или реальнее путь торить в автосалон и впрягаться в кредит? Я думаю как — у кого опыта больше, тот может смотреть на проблему шире, и соответственно от этого исходить — и в советах и в философии 🙂 Вот поэтому взял на себя побеспокоить, считая что опыта вам в этом вопросе не занимать :)»

 

Мой ответ:

…Если судить по вашим задачам, то вам нужен совершенно обычный городской автомобильчик класса «В». Роскошные минивэны типа «каравана» — это «трэвел-кары», заточенные под трассу, для путешествий. На этаком бегемоте в городе не слишком удобно — они требуют больше места для парковки, свободы маневра и так далее. Это я уже не говорю про расход топлива.

Кроме того, что «караван», что «гэлэкси» в смысле содержания — форменное экономическое самоубийство, даже если покупать их новыми. Стоимость ТО, страховка, налог… Рискну предположить, что вы не относитесь к людям с большим доходом, а купить машину — это даже не полдела. Один американский эксперт сформулировал, что «машина по средствам» — это машина, стоимость которой не превышает три месячных заработка. В Америке несколько другое соотношение между зарплатами и ценами на машины, так что применительно к России я бы, пожалуй, умножил сей коэффициент на три. Давайте примем за основу такую формулу: ДЧСх9=РСт, где «ДЧС» — это месячный доход на члена семьи, а «РСт» — разумная стоимость автомобиля. Дети в данном раскладе считаются полноценными членами семьи. Допустим, вы и ваша жена зарабатываете по 40 тыс. рублей — зарплата по меркам Воронеже вполне приличная, — и ваш семейный бюджет не имеет значительных долговременных обременений, вроде выплат ипотеки или иных кредитов (в противном случае, эти выплаты должны быть вычтены из дохода) Таким образом, для вашей семьи разумная стоимость автомобиля (40×2:4×9) составляет около 180 тыс. руб.

Разумеется, в России никто никогда не следует этой формуле (скорее всего, в Америке тоже, люди везде одинаковы). Но мы же подходим сейчас с точки зрения логики? Так вот, порвать жопу на британский флаг и купить машину на пределе экономических возможностей, а то и залезая в долги — это не наш выбор. Ее же потом кормить и содержать придется, о чем мало кто вспоминает в эйфории покупки. То есть ТО, страховка, налоги, стоянка, бензин, штрафы, мойка, колеса, расходники и прочее составляют весьма немалую ежемесячную сумму. Хотите добавить к ним выплаты по кредиту? Воля ваша, но посмотрите как много сейчас в такси новых иномарок среднего класса — это их владельцы вечерами и ночами отбивают кредиты. Таким образом, если подойти к выбору разумно, ваш выбор сужается до одной единственной новой машины — ВАЗ 2105. Картина печальная, согласен, но такова российская реальность — если жить по средствам, то ничего лучше этого безнадежно устаревшего ведра с болтами мы не заработали.

Не радует? Не хочется сидеть «орлом», обняв смещенный в сторону руль и уперевшись коленями в торпедо? Протестует эстетическое чувство при виде дизайна родом из 70-х? Давайте искать варианты, как на елку влезть и жопу не ободрать. Только давайте сразу будем отталкиваться от суммы в 180 — 200 тысяч, а не 110, которые у вас в наличии. Боюсь вас разочаровать, но на 100 тыр вы не купите ничего пригодного для беспроблемной эксплуатации. Машина за сто тысяч — это тот же кредит, только выплачиваемый неравномерно, непредсказуемо, и машина при этом не ездит, а стоит в сервисе. В общем, чтобы не повторяться, почитайте мою статью «по дешевке», которая как раз об этом.

Итак, вариант № 1 — «немножко кредита».

post-2859-1216910323Я, лично, принципиальный противник автомобильных кредитов, поскольку это есть самый бессовестный из вариантов обогащения банка за ваш счет. Если вы подсчитаете реальную цену такой покупки, с учетом разницы между тем, сколько стоит машина в салоне, и сколько она будет стоить, когда вы выплатите кредит, то результат вас неприятно удивит. Я не буду вдаваться в подробные расчеты — их легко найти яндексом по ключевым словам «стоимость владения», — но поверьте на слово — это куда дороже, чем кажется на первый взгляд. Однако есть возможность минимизировать потери — при условии разумного подхода к делу. Так, например, имея на руках 150-180 тысяч, можно получить льготный государственный кредит и купить… «Калину». Вопреки распространенным автомобильным мифам, это вполне пригодный для жизни автомобиль — то, что на ней ездил Путин, это проблемы Путина, а не Калины. Эту машину можно взять тысяч за 250, и, если большую часть выплатить при покупке, то кредит будет переносим для среднего домохозяйства с умеренным уровнем дохода. Да, непрестижно. Да, не иномарка. Но, поверьте, разница между «Калиной» и каким-нибудь «Логаном» в эксплуатационных характеристиках на самом деле незначительна.

Вариант № 2 — «слегка б/у».

2719HT~1В экономическом отношении не слишком важно, новый автомобиль, или подержанный — и тот и тот потребует сравнимых затрат, хотя и на разное. Новый — это кредитные выплаты, КАСКО и фирменное ТО хотя бы на время гарантии. Подержанный — это ремонт разной степени тяжести. Однако здесь добавляется фактор случайности — состояние покупаемого автомобиля вам неизвестно. И чем он старше, тем больше вероятность попасть на что-то серьезное. Тысяч за 200 можно найти нечто вполне ездабельное и даже, при некотором везении, не особенно проблемное. Но выбирать придется из недорогих жоповозок класса «В», причем максимально массовых и простых. То есть аналогов той же «Калины», только иностранного производства. Все остальное окажется либо слишком старым, либо слишком убитым. Никаких «караванов» и прочей экзотики. Пример разумного выбора — «VW Golf III» года этак 98-го. Не бог весть что, но машина распространенная, простая в ремонте, запчасти не дефицит. За год после покупки она съест еще тысяч 50, но потом, скорее всего, на несколько лет оставит карман в покое. В результате, обойдется как та же новая «Калина», но зато иномарка. Еще один совет — ДО покупки не пожалейте рублей 500 и сгоняйте с хозяином на дилерский сервис на диагностику. Вам подробно распишут, что и почем нужно заменить в данном экземпляре. Если хозяин на это не согласен — скажите ему «пошел в жопу» «до свидания» сразу.

Вариант №3 — «сам себе механик»

JUAEGX~1Если «время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет» — можно превратить покупку автомобиля из решения транспортной проблемы в хобби. Снять гараж, купить инструмент, литературу по ремонту, стать завсегдатаем ремонтных форумов… Несколько лет интенсивных тренировок, и вам будет наплевать, какую машину и  в каком состоянии покупать. настоящий джыдай кувалды, сварки и монтировки победит что угодно! Тогда можно будет купить себе вожделенный «Додж Караван» и восстановить его своими руками от и до. Правда, должен предупредить, что экономика самостоятельного ремонта далека от ожидаемой. В общем, это не путь совершенномудрого, хотя аскезы и преодоления на нем хватает.

Вариант №4 — «массовый»

904FA0~1Абсолютное большинство людей, выслушав мои многостраничные рассуждения, поступят следующим образом — увидев объявление о продаже «Додж Караван», забьются в судорогах «хочу, аж кушать не могу», и купят его за имеющиеся сто тысяч, на голый «авось». После чего будут месяцами ходить на стоянку стирать с него смоченную слезами пыль, пока экзист везет им запчасти еще тысяч на двести.

Ибо на то и люди, чтобы советов не слушать… Улыбка

8 комментариев к записи Экономика бюджетного авто

  1. Евгений 06.01.2011 в 14:13 #

    Статья просто отличная! Уже сколько знакомых накололось на покупке авто в кредит.

    Ведь каждый из них посмеивался надо мной когда я ездил на ОДЕ и купил еще УАЗ как хобби, а что теперь?! Почти все уже продали по дешевке свои кредитные авто, да и то те кто продали еще хоть расплатились по кредиту т.к. брали на «автокредит» когда ПТС в залоге у банка. Остальные же подались таксовать или поставили машину на прикол до окончательной расплаты с банком.

  2. b1 07.01.2011 в 8:32 #

    Интересно читать. А лизинг в России как вариант покупки машины существует? И еще — как насчет ржавчины — если зима в городе 4-5 месяцев, солью дороги сыпят ? Про додж караван улыбнуло 🙂 — чисто из северной америки совет — исключите эту машину из рассмотрения вариантов, тем более подержанную. На неск. дней взять на сьем с семьей поехать — максимум, и то если сиенны или одиссея нельзя снять. Вообще, американские машины — это на порядок (от японцев и корейцев) дороже обслуживание и чаще поломки, причем с возрастом машины разница усугубляется експоненциально 🙁 — и это еще с учетом, что запчасти на американские относительно недорогие (сомневаюсь насчет цен на них в России). Додж караваны здесь модно в лизинг брать года на 3, если семья большая(хотя бы 3ое детей) ,ездят вместе много, а денег негусто. За 3 года самые мерзкие черты этой машины не успевают проявиться(хотя есть и тут исключения 🙂 ), ну и голова не болит продавать — отдал через 3 года и все...

    • Semiurg 07.01.2011 в 10:50 #

      Лизинг для физлиц в РФ отсутствует как явление — в связи с особенностями налогового законодательства.

  3. uncle_sem 07.01.2011 в 10:29 #

    согласен со всем. но хочу немножко дополнить данный конкретный случай. у каравана очень простая, надежная и дешевая в ремонте подвеска. но расход топлива да. и если дизель — то оч проблемный в ремонте мотор. выбирая же между караваном и шараном (гэлэкси) лично я бы отдал предпочтение бензиновому каравану. но за такие деньги — это ИМХО будет ведро с гайками...

  4. b1 07.01.2011 в 17:59 #

    Недостатки каравана обсуждать — тема долгая и неблагодарная. Если кто хочет купить — пусть покупает, на свои деньги имеет право повеселиться как хочет. Но — имхо — расход бензина — это не проблема каравана — чего нет, того нет — в смысле, если не со 'смартом' сравнивать, а с миниванами такого же класса — Тоета Сиенна, Хонда Одиссей , Юндай Антураж, че там еще — Кая Седона — расход бензина практически у всех одинаковый. Концептуально тяжело представить, что караван экономичнее, скажем, хонды, но на глаз , при езде по городу, разница незаметна (в пределах 5% максимум). Вот ржавчина за несколько зим с солью на дорогах — это да заметно в сравнении, ну и много всего остального, так , по мелочам — скажем, проблемы с механизмом опускания запасного колеса — уупс, застряло, да так что в полевых условиях не снять, только если с мясом весь крепежный механизм выдрать металлической трубой...

  5. renyxa 08.01.2011 в 12:33 #

    Оффтопик, конечно. Я бы на месте автора письма лучше задумался о том, почему быт такой неупорядоченный, отчего в нём этот хаос. Может быть, попросту стоит в другой район переехать жить, а не машину за 100 тысяч покупать.

  6. Alex 11.01.2011 в 15:50 #

    Купили жене год назад Хундай Акцент за 220 000. Автомат. Нормальная машина. Правда. Ничего не просит пока. Заводится, едет.

  7. Михаил 29.08.2012 в 22:04 #

    вот интересное мнение — true-flipper.livejournal.com/375482.html