Проекты

Батарейка

В прошлый раз я закончил свое повествование об аккумуляторе на моменте монтажа корзины. Установленная конструкция выглядела вот так:

DSCF5306

Нетрудно заметить, что аккумулятор ничем не зафиксирован в корзине. Это, разумеется, просто недоделка, ибо рук всего две, а узлов в машине до черта. Но вот эти две руки дошли и до этого узла.

Система крепления была продумана, естественно, еще до изготовления корзины. В нее входят две длинных резьбовых шпильки на 8. (Такие шпильки продаются на метраж в магазинах строительных метизов и стоят весьма недорого). Нарезав из нее подходящие по длине отрезки, закрепил их в предусмотренных конструкцией корзины отверстиях при помощи двух гаек с шайбами и гровером:

DSCF5309

Конечно, изящнее было бы нарезать в отверстии резьбу, но в смысле прочности мне две гайки нравятся больше, да и все равно бы контргайка потребовалась. Кроме того, у меня не оказалось под рукой сверла на 6,7. (Надеюсь, все мои читатели знают, что под резьбу на 8 с шагом 1,25 сверло должно быть диаметром вовсе не 8, а 6,7? А я то с немалым удивлением сталкивался с вполне вменяемыми во всем прочим механиками, которые рассверливали отверстие под ремонтную шпильку на 8 восьмимиллиметровым же сверлом. А потом нарезали в этом резьбу, да-да. Можете представить, как прочно это держалось… Неужели в школах теперь нет уроков труда?)

Соответственно, после шпилек понадобилась прижимная планка. Ее я, не долго думая, вырезал из первой попавшейся на глаза железки:

DSCF5305

“Когда б вы знали, из какого сора…” (с) Ничего, что ржавая – болгарка решает все. Отпилил, зачистил, покрасил в аутентичный цвет:

DSCF5352

Потом приклеил снизу слой СПФ (Серой Пористой Фигни) из прошлого поста – она, кстати, как мне уже подсказали, называется “сплэн“, и закрепил аккумулятор:

DSCF5353

Барашковые гайки смотрелись бы лучше, но отчего-то именно на восемь их не оказалось в запасах. Вообще, барашковые гайки и болты нынче дефицит и далеко не везде их купишь. Прошла мода… Но если попадутся – непременно куплю и поменяю. Для аутентичности и стиля.

А вот дальше я занялся основой под будущий узел коммутации электрических модулей автомобиля. Это, некоторым образом, главный корневой узел (root), где разводятся самые основные цепи питания. Основой для него послужила одна из разновидностей стеклотекстолита – очень прочная:

DSCF5363

Вырезал из нее подходящую площадку для размещения возле аккумулятора. Необходимые отверстия были предусмотрены заранее:

DSCF5364

А потом начались компоновочные прикидки:

DSCF5370

На root-площадке размещено две монтажных планки “под винт”. На одной будет раздаваться “прямой плюс” – то есть, основные силовые нагрузки, запитываемые напрямую от аккумулятора, а на второй – “плюс через зажигание”, то есть, те цепи, которые запитываются при включенном зажигании. От этих планок они будут расходиться по нескольким модулям электросети – блоку вентиляторов, блоку переднего света, блоку приборов и т.д. Такая компоновка позволяет менять проводку в машине помодульно, а не снимать всю разом.

Три корневых предохранителя – один на 70 ампер и два на 30. Семидесятиамперный – общий на всю систему, кроме стартера. (Стартер, включая втягивающее, запитывается, естественно, без предохранителей). Все электроприборы машины не дают в сумме предельных для этого тока 840 ватт даже близко, так что должно хватить. Один тридцатиамперник на “модуль переднего света” – компоновочно туда входит все, что смонтировано на “морде” – ближний/дальний/допсвет/сигнал. Даже при включении всего одновременно (при движении с включенным ближним и туманками моргнуть дальним и посигналить – вполне реальная ситуация) ток не должен превысить 20 ампер, так что вполне адекватно. Все потребители будут запитываться с единого силового провода через реле, так что одного предохранителя достаточно. Второй тридцатиамперник – на блок вентиляторов. Поскольку он весь обвешан шунтирующими диодами и включается двухэтапно (сначала на половинную мощность), то бросков тока более 25 ампер быть не должно. Нормальный же ток работы в максимальном режиме – около 15 ампер. Это только “корневые” предохранители – блок слаботочных будет стоять в кабине.

Третье устройство, размещенное справа – это контактор. Нечто вроде реле, но только самолетное и сверхнадежное. Он коммутирует до 50 ампер номинально, но выдерживает до 100 ампер в пике. Его назначение – срабатывать от включателя зажигания и запитывать все цепи “плюс через зажигание”. Сам включатель зажигания включает только его.

Вот, такая, вкратце концепция. В собранном виде (пока без проводов) выглядит так:

DSCF5374

Похоже, пора перестать отлынивать и надо браться за электрику всерьез. Печка, от которой плясать, уже есть.

9 комментария к записи Батарейка

  1. Алексей 08.09.2011 в 9:06 #

    Настоятельно советую все эти красивые компоненты с root-ом вместе засунуть в коробочку из строй магаза на IP-55 иначе влага всегда в обилии существующая под капотом УАЗа доставит множество «наиприятнейших» моментов(( Причем даже силовые преды в тую же коробку. Когда нонешней весной внедрял сей девайс у себя и при демонтаже старой силовой проводки увидел во что превратились клеммы силовых предов за 6 лет эксплуатации сразу понял причины и недозаряда аккума и внезапных исчезновений напруги в сети…

    • Semiurg 08.09.2011 в 9:14 #

      Вот странно. У меня проводка старая, конечно, страх и ужас, но вот следов окисления на ней нет вообще. Я вообще считаю, что всякие коробочки — это как раз водосборники, а открытые клеммы высыхают быстро. Особенно если их гидрофобкой какой сбрызнуть при монтаже.

      • Алексей 08.09.2011 в 9:20 #

        IP-55 это водозащищенное исполнение, за полгода там даже не пылинки. Где машина эксплуатировалась предыдущим владельцем? По внешнему виду думается, что поездки дача-город летом без икстрима были её все. На мудовом то гудриче не думаю что Вы будете продолжать эту пагубную практику))) Да ещё зима со всей ее солью!!!

  2. Сандер 08.09.2011 в 9:40 #

    А как вся эта красота в плане виброустойчивости?

  3. Анри 08.09.2011 в 10:36 #

    Может к прижимной планке ребро жёсткости приварить перпендикулярно вдоль, или вообще уголок использовать ? А то на снимке как-то изгибается она, со временем подтягивать придется?

    • Немецкий Немец 09.09.2011 в 15:10 #

      Эта же мысль первой мне ударила в голову. Но можно не уголок а полосу 5-6 взять.

  4. LGhost 08.09.2011 в 10:51 #

    минус который бросается в глаза — незащищенность всей этой электрики от воды и грязи…
    окислится же…
    надо как-то герметизировать эти площадки контактные и предохранители…
    или сверху будет закрывающая крышечка?

  5. steber 08.09.2011 в 16:33 #

    На шпильку — термоусадку или кембрик было б неплохо натянуть

  6. Ярослав 28.09.2011 в 18:59 #

    Уф! Ну и запарился же я сохранять уазоэпопею, чтоб порадовать пацанов на работе… 74 файла получилось по тэгу «УАЗ»!

    Жду с нетерпением продолжения!